Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Нефтяная и газовая промышленность

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


добыче нефти.

Роль нефтедобывающей промышленности в Азии стала больше соответствовать географии запасов нефти в мире.

Существенно изменилась роль отдельных государств в отрасли:

1. СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств - 624 млн. т., который не превзошла ни одна страна за всю историю нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала добыча нефти на территории России и ряда других стран СНГ;

2. Лидерами в добыче нефти стали США и Саудовская Аравия (суммарно они дают 1/4 добычи нефти в мире);

3. Обнаружение и освоение ресурсов нефти в Северном море вывело Норвегию и Великобританию в число ведущих нефтедобывающих стран мира;

4. Крупным продуцентом нефти стала КНР;

5. Из числа ведущих в отрасли временно выбыл Ирак.

Все происшедшие сдвиги в добыче нефти привели к снижению ее территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств давали 94% нефти в мире, а в 1995 уже только 64%. Соответственно в 1950 г. свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. - три страны, а в 1995 г. - шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение торговой политики нефтедобывающими государствами и покупателями нефти, существенно изменило грузопотоки нефти мира.

Географию нефтяной промышленности хорошо характеризует баланс добычи и потребления нефти по регионам мира. Этот баланс предопределял межрегиональный внешнеторговый оборот нефти и ее основные потоки.

Внешняя торговля нефтью в 1950-1995 гг. отличалась постоянным ростом ее экспорта: в 1955 г. - 254 млн. т. (или 33% всей добытой нефти), в 1990 г. - 1365 млн. т. (экспортная квота - 47%) и в 1995 г. - 1631 млн. т. (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на страны Азии (1955 г. - 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового экспортера нефти существенно возросла, несмотря на появление новых нефтедобывающих стран. Лидером в экспорте нефти до 70-хгг. Была Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти в мире в 1995 г.).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце 19 и начале 20 в., а затем бензин - в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. Дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отраслей, структуры вырабатываемой продукции, особенно во 2 половине ХХ века.

Нефтехимическую промышленность объединяет с нефтеперерабатывающей, прежде всего общность многих технологических процессов переработки сырья. Структура производств нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые - для химического использования определяется экономическими, экономико-географическими и др. особенностями страны и конкретного ее районо. Это сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов, их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80-90% выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных процессов каталитического риформенга, крекинга и т.д. Одновременно с этим шло увеличение мощностей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим сокращается количество неутилизуемых отходов переработки нефти. Глубина переработки нефти стала не только важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем характеризующим состояние отрасли и хоз-ва стран и регионов мира. Концентрация переработки нефти на одном предприятии также зависит от экономических и экономико-географических особенностей размещения каждого конкретного НПЗ в стране.

Нефтепродукты - результат конечной работы отрасли - все шире стали использоваться для индивидуального потребления. .то, наряду с промышленным потреблением мазута, определяет рост их производства. Спрос на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обуславливает высокие показатели их получения в расчете на душу населения.

Структура производства важнейших нефтепродуктов в мире отражает технологические, а главное экономические особенности развития нефтяной промышленности и потребление продукции нефтепереработки. На разных этапах менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления.

Производство мазута из дешевой до кризиса 70-х гг. нефти составляло почти половину всех нефтепродуктов 40-45%. Он использовался как эффективное топливо для электростанций многих стран мира. Нефтяные кризисы в 70-80гг. не только способствовали внедрению энергосберегающих технологий, но и изменили топливную структуру тепловых электростанций, где падало потребление мазута. В 1995 г. мировое производство мазута уменьшилось до уровня 60-х гг. главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное топливо.

В 1996-1997 гг. на мировых рынках нефти сохранялся довольно устойчивый баланс между спросом и предложением, что способствовало поддержанию цен на достаточно высоком уровне. Однако любые нарушения равновесия между объемами добычи нефти и потребления ведут к дестабилизации рынка. Когда предложение превышает спрос, цены падают и, наоборот, при превышении спроса над предложением они растут. Это можно проиллюстрировать динамикой мировых цен на нефть за последние годы (см. таблицу 1).

При относительно устойчивом балансе между спросом и потреблением средняя цена на нефть а 1996 г. поддерживалась на уровне 146 дол., за 1 т, в 1997 г. - 134 долл. Однако в начало 1998 г. цены резко поползли вниз. Дело в том, что в конце ноября 1997 г. очередная конференция министров нефти стран ОПЕК приняла решение повысить квоту добычи с 1 января 1998 г. на 123 млн. т. в годовом исчислении. Участники конференции заявили, что это не нарушит сколько-нибудь серьезно баланс между спросом и предложением, на мировом рынке произойдет лишь небольшое падение цен, а весь дополнительный объем нефти найдет сбыт в странах с быстро развивающейся экономикой, в первую очередь АТР.

Однако эти расчеты не оправдались. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии 1997-1998 гг. привел к резкому спаду производства и снижению спроса на нефть. В начале 1998 г. предложение превысило спрос на 125 млн. т. в годовом исчислении, в то время как для дестабилизации рынка достаточно превышения на 30 - 40 млн. т. Цены поползли вниз и впервые достигли самого низкого уровня, отмечавшегося в 1986 г.

Средняя мировая цена нефти упала со 146 долл. за тонну в 1996 г. до 134 в 1997 г. и 80 долл. в 1998 г. Страны ОПЕК при участии Норвегии, Мексики, Омана и Египта предприняли несколько попыток снизить объемы добычи нефти, однако они оказались недостаточными. На состоявшейся в конце ноября 1998 г. конференции министров нефти стран ОПЕК вообще не было принято никакого решения о сокращении добычи из-за отсутствия единства мнений.

Таблица 1 Экспортные цены на нефть (долл. За 1 тонну и долл. за 1 баррель)

Фактические цены

средняя 1999 г. 2000 г.

За

1997 г. За 1998 г. 1 кв. 2 кв. 3кв. 4 кв. 1 кв.

Экспортная цена на нефть 134/18.0 80/10.8 74/10.0 113/15.3 152/20.5 177/23.9 195/26.3

Особенно критическое положение сложилось в I кв. 1999 г., когда цены опускались в отдельные дни ниже 70 долл./т. Перелом в конъюнктуре рынка наметился в начале II кв. Министры нефти Алжира, Ирана, Мексики, Саудовской Аравии и Венесуэлы 11—12 марта встретились в Амстердаме, где по согласованию с другими членами ОПЕК и заинтересованными странами, не входящими в нее, приняли решение с 1 апреля 1999 г. снизить объем добычи более чем на 100 млн. т. в годовом исчислении.

На состоявшейся 23 марта 1999 г. конференции министров нефти стран ОПЕК было подтверждено сокращение добычи этой Организацией на 85,5 млн. т. Страны-экспортеры, не входящие в ОПЕК, также согласились с сокращением (млн. т.): Россия - на 5, Мексика - 6,25, Норвегия - 5 и Оман — на 3,15. Реализация этого решения натолкнулась на трудности. Индонезия и Нигерия продолжали превышать уровень добычи по сравнению с принятой ими квотой вплоть до июня. Тем не менее цены стали повышаться. В апреле средняя мировая цена экспортной нефти достигла 110, в июне - 114 дол./т. К середине сентября на рынке разовых сделок цена на нефть проскочила "оптимальный вариант" - 158 долл./т. (или 21 долл./барр.), которого в течение многих лет добивались страны ОПЕК.

Очередная конференция министров нефти стран ОПЕК в сентябре объявила, что ограничение на добычу сохранится до 1 апреля 2000 г. На крупнейших нефтяных биржах мира это вызвало небывалый ажиотаж. Торговцы, предвидя дальнейший рост цен, спешили запастись нефтью по максимуму. 23 сентября впервые за последние 10 лет цена на нефть в Европе с легкостью преодолела важнейшую психологическую планку -173 долл./т (23 долл./барр.). С наступлением зимних холодов в конце ноября и в декабре 1999 г. она устойчиво держалась на уровне 170-185 долл./т.

Это объясняется прежде всего тем, что все страны ОПЕК проявили небывало высокую дисциплину по ограничению добычи. Одновременно в результате

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»