←предыдущая следующая→
1 2 3 4
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ СИСТЕМЫ ЭКРАН.
Большое разнообразие и сложность оборудования современного
самолета-истребителя,с одной стороны,позволяет решать самый широ-
кий круг задач,но,с другой стороны ,приводит к необходимости тща-
тельного контроля оборудования.Причем время на контроль жестко
ограничено (главным образом условиями и особенностями подготовки
самолета к полету).Кроме того,существенно возрастает актуаль-
ность решения задачи непрерывного контроля оборудования.Оценка сос-
тояния оборудования с помощью штатной КПА,очевидно,не может ре-
шить поставленные проблемы,поэтому значительная часть,оборудова-
ния и подсистем современного самолета охвачены встроенным контро-
лем (ВСК).А так как элементов ВСК в целом на самолете оказывается
достаточно много,то одновременно с ВСК оборудования и подсистем
на борту самолета устанавливается система централизованного уп-
равления алгоритмами встроенного контроля и документирования ре-
зультатов контроля.Рассматриваемая система ЭКРАН относится к ап-
паратуре такого класса.На типовом современном самолете-истребите-
ле ЭКРАН предназначен для обработки сигналов ВСК и датчиков сис-
тем в полете и на земле с одновременной печатью результатов конт-
роля и выдачей их на УСТ.При этом ЭКРАН решает следующие задачи:
1) в процессе наземного контроля (НК) осуществляется реализа-
ция алгоритмов ВСК как в автоматическом режиме,так и с участием
оператора;результаты контроля документируются;
2) в процессе полетного контроля (ПК)осуществляется обработка
сигналов ВСК и формируется формализованные сообщения,характеризу-
ющие состояние оборудования и превышение летных ограничений;фор-
мируемые сообщения и время их поступления документируются в по-
рядке приоритета;
3) в процессе итогового,"обобщенного" документирования (ДК)
осуществляется печать последних 64-х сообщений в виде цифрового
кода;если же сообщений за время полета не было,на пленке ЭКРАНа
печатаются нули (в последних вариантах ЭКРАНа с целью экономии
пленки печать нулей не проводится).
Основные технические данные ЭКРАНа:
1. Количество контролируемых параметров от ВСК бортовых сис-
тем:
- бинарных сигналов....................................109
- аналоговых сигналов..................................128
2. Количество систем и агрегатов,контролируемых ЭКРАНом....22
3. Время выдачи сообщения с момента появления отказа,с....0,5
4 Количество выдаваемых в бортовые системы сигналов управле-
ния.....................................................22
5. Количество комманд оператору при НК.....................10
6. Количество сообщений-команд летчику..................до 70
7. Количество "итоговых" документируемых сообщений......до 64
8. Параметры кадра на УСТ:
- размеры,мм.........................................39х24
- количество строк в кадре...............................4
- количество символов в строке...........................8
- высота символа,мм......................................4
9. Запас пленки в катушке,м................................18
10. Время непрерывной работы,ч...............................5
11. Тип пленки - лавсановая металлизированная ЛМ-35П.
12. Напряжение питания,В.................................18-31
13. Потребляемая мощность,Вт...............................100
14. Масса,кг................................................12
По принципу действия и построения ЭКРАН представляет собой
сложное логическое программируемое устройство,и хотя в системе
используются функциональные элементы и узлы микропроцессоров и
ЦВМ,ЭКРАН к последним отнести нельзя,т.к. при его работе цифровая
обработка сигналов не производится.
Система ЭКРАН конструктивно состоит из 2-х блоков:блока логи-
ки и управления "1Э" в различных модификациях и блока индикации и
документирования (с УСТ) типа "2Э",соответствующих блоку "1Э" мо-
дификацией.Схема связей ЭКРАНа с другими системами представлена
на рис.2.
2.КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ БЛОКОВ СИСТЕМЫ ЭКРАН.
2.1. _ Блок логики и управления "1Э".
Блок "1Э" в составе ЭКРАНА является основным,т.к. именно в
этом блоке осуществляется формирование и реализация всех алгорит-
мов контроля и выработка команд для управления блоком индикации и
документирования.Функциональная схема блока "1Э" представлена на
рис.3.
Сбор и обработка сигналов от датчиков и ВСК бортовых систем
осуществляется по программе,заложенной в ПЗУ (емкость ПЗУ - 4к
18-разрядных слова).Сигналы эти поступают через ключи коммутатора
в ЦУУ,которое определяет практически всю логику работы блока
"1Э".Команды для управления блоком индикации и документирования
выдаются через выходной регистр.В составе блока "1Э",помимо расс-
мотренных узлов,входят также 4 ОЗУ.Их основное назначение обеспе-
чивать логику выдачи сообщений на УСТ блока "2Э".При появлении
отказа контролируемой системы в блоке "2Э" печатается и индициру-
ется на УСТ соответствующее сообщение.Следующий по времени отказ
в зависимости от его приоритета либо заменяет первое сообщение на
УСТ (которое в данном случае переводится в ОЗУ "память"),либо
фиксируется в ОЗУ "Очередь".Из "Очереди" сообщение может быть вы-
ведено на УСТ нажатием кнопки "ЭКРАН-ВЫЗОВ" (предыдущее сообщение
на УСТ в этом случае также переведется в ОЗУ "Память").В процессе
всего полетного контроля в ОЗУ "РПК" (результаты полетного конт-
роля) постоянно регистрируется информация о последних 64 отказах
контролируемых систем.ОЗУ "Состояние" служит в основном для со-
держания и сравнения информации о текущих параметрах систем с их
эталонными значениями.
По принципу построения блок "1Э" является одноадресным прог-
раммируемым устройством с прямой последовательностью выполнения
команд,записанных в ПЗУ.При этом информация по разрядам слова ко-
дируется следующим образом:
Каждая команда управления имеет большое количество модифика-
ций,что позволяет достаточно полно решать весь круг задач контро-
ля.
Работа блока "1Э" синхронизируется специальным задающим гене-
ратором и сигналами об исполнении команд исполнительными элемен-
тами 1Э.Исправность блока постоянно контролируется алгоритмически
системой ВСК блока.
2.2. _ Блок индикации и документации "2Э".
Блок "2Э" обеспечивает печать и индикацию сообщений оператору
при наземной проверке оборудования самолета и летчику во время
руления и полета.Сообщения печатаются методом электроискрового
выжигания части металлического покрытия пленки.Изображение на эк-
ране УСТ получается путем просвета специальными лампами прозрач-
ных участков пленки в местах выжигания.Особенностью индикации яв-
ляется то,что кадр на пленке имеет размеры 35х24 мм.Поэтому часть
информации кадра для индикации не предназначена и на экране УСТ
таким образом отображается только текстовая часть сообщения.Сооб-
щение о времени появления события остается за пределами видимого
поля пленки.
Информация на пленке отображается в виде наборов букв,цифр и
знаков.Весь используемый набор символов изображен на рис.4.
Функциональная
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|