←предыдущая следующая→
1 2 3
Тема N 5o 020. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Занятие N 5o 03 - 2 часа.
1. Виды ресурсов (сроков службы) АТ.
Ресурсы (сроки службы) устанавливаются для всех составных частей
АТ - летательных аппаратов, их двигателей и оборудования, авиационных
средств поражения и тренажеров. В зависимости от видов ресурса, они
устанавливаются бюллетенями промышленности, введенными в действие ука-
заниями ГИ ВВС, непосредственно указаниями ГИ ВВС и заводами-изготови-
телями.
Ресурс - это определенная продолжительность эксплуатации АТ, ко-
торая исчисляется по календарному сроку эксплуатации или по наработке
в часах. Для ЛА сроки службы исчисляются главным образом в календарных
периодах, а для остальных видов АТ - главным образом в часах. Причем
для двигателей и воздушных винтов в расход ресурса засчитывается
100% их работы в воздухе и 20% работы на земле, а для аппаратуры и аг-
регатов ресурс определяется по налету или по показаниям счетчика нара-
ботки, установленного непосредственно на самом агрегате.
В соответствии с НИАО-90 _ авиационной технике устанавливаются сле-
_дующие ресурсы:
- назначенный,
- до первого ремонта,
- межремонтный,
- гарантийный.
_Назначенный (технический) . - срок службы, по окончании которого
всякая эксплуатация должна быть прекращена. АТ при этом подлежит спи-
санию в установленном порядке. Для маневренных самолетов и вертолетов
назначенный ресурс составляет (в зависимости от типа) обычно 15-30
лет, а для двигателей - не более (как правило) 1000-2000 часов.Очевид-
но, что назначенный - это самый продолжительный из всех ресурсов. Как
правило, за время назначенного ресурса на АТ проводят несколько капи-
тальных ремонтов.
_Ресурс до первого ремонта: . в зависимости от типа ЛА и другой АТ
под этим ресурсом понимают срок службы до первого среднего или до пер-
вого капитального ремонта. Дело в том, что для некоторых разновиднос-
тей АТ средние ремонты по срокам службы АТ не устанавливаются и выпол-
няются только в случае выхода АТ из строя, когда для ее восстановления
необходимо затратить вполне определенное число человеко-часов (для
среднего ремонта - примерно 350 чел.-ч). Такое положение, например,
характерно для двигателей маневренных самолетов и вертолетов, у кото-
рых рассматриваемый ресурс является сроком службы до первого капиталь-
ного ремонта и не превышает обычно 150-300 часов.
_Межремонтный ресурс . - это срок службы между двумя капитальными
(как правило) или двумя средними (в отдельных, редких случаях) ремон-
тами.
Межремонтный ресурс вместе с другими показателями боевой готов-
ности определяет исправность всего парка самолетов в полку. В соот-
ветствии с НИАО-90 средний остаток межремонтного ресурса всех боевых
самолетов и двигателей части должен быть не менее 10%. При этом выра-
ботка ресурса должна быть ступенчатой.
Назначенный, до первого ремонта и межремонтный ресурсы вводятся в
действие ГИ ВВС.
_Гарантийный ресурс . - это срок службы, в течение которого предпри-
ятие-изготовитель не только гарантирует, но и обеспечивает исправность
АТ. В случае выхода ЛА из строя во время гарантии (не по вине эксплуа-
тирующей организации), техника восстанавливается силами и средствами
бригады заводских представителей, которая на весь период гарантийного
срока находится в расположении авиационной части. Гарантийный ресурс
для маневренных самолетов и вертолетов составляет обычно 2-3 года.
2. Виды документации инженерно-технического состава (ИТС).
Эталонный экземпляр документации.
Вся деятельность ИАС регламентируется НИАО-90. НИАО определяет
назначение и задачи ИАС, права и обязанности должностных лиц ИАС, ор-
ганизацию и общие правила эксплуатации, ремонта и учета АТ, а также
требования к инженерно-технической подготовке личного состава. В про-
цессе боевой подготовки и боевых действий ИАС проводит целый ряд ме-
роприятий, направленных на поддержание постоянной исправности и боевой
готовности АТ. Все проводимые мероприятия осуществляются в соответс-
твии с НИАО и специально поставляемой документацией на АТ, а учет их
выполнения и определение основных показателей работы ИАС проводится по
единым формам документации ИАС.
В распоряжении должностных лиц ИАС находится большое количество
дорогостоящей АТ, различных средств наземного обслуживания и войсково-
го ремонта. При эксплуатации АТ расходуется большое количество топли-
ва, масла, запасных частей и других материальных средств. Учет нали-
чия, состояния всей авиационной техники и материальных средств, отчет-
ность по ним позволяют планировать расходование, повышать ответствен-
ность за хранение, проводить более экономное использование АТ.
В авиационных частях установлена единая система учета, отчетности
и ведения документации ИАС. Изменять утвержденные формы учета и отчет-
ности запрещается.
В целом _ вся существующая документация ИТС подразделяется на сле-
_дующие виды:
- уставная,
- нормативно-техническая,
- эксплуатационная типовая,
- эксплуатационная пономерная,
- учетная и отчетная,
- ремонтная.
В каждом объединении, соединении, каждой авиационной части и ави-
ационном ремонтном заводе для каждого из вышеперечисленных видов доку-
ментации ИТС, кроме эксплуатационной пономерной, ведется _ эталонный эк-
_земпляр документации .. В эталонный образец вносят все впервые поступив-
шие изменения и дополнения по эксплуатации и ремонту АТ. Эти изменения
и дополнения доводятся до частей бюллетенями и указаниями главного ин-
женера ВВС. В авиационной части за полноту и качество заполнения эта-
лонных экземпляров отвечают старшие инженеры или инженеры части по
специальности. Эталонный экземпляр документации является образцом, с
которого все поступившие изменения и дополнения переносятся в рабочие
экземпляры документации. За приведение рабочей документации в соот-
ветствие с эталоном отвечают инженеры АТО по специальностям и началь-
ники групп регламента и ремонта. Сверка рабочих и эталонных документов
указанными лицами производится ежеквартально. Сам эталонный экземпляр
также подлежит контролю, который проводится не реже одного раза в по-
лугодие. Контроль ведения эталонного документа в авиационной части
осуществляет заместитель командира части по ИАС. Результаты контроля с
росписью контролирующего заносятся в специальный лист, вклеенный в
эталонный экземпляр документации.
_3. Уставная, нормативно-техническая и эксплуатационная
_типовая документация.
_К уставным относятся документы ., регламентирующие деятельность ИТС
и содержание АТ, средств эксплуатации и ремонта: общевоинские уставы,
боевые уставы, наставления, руководства, инструкции.
_Нормативно-технические документы . - это стандарты, общие техничес-
кие требования, указания главного инженера ВВС, бюллетени промышлен-
ности, методические указания, технические задания, технические записки
и т.п.
_Эксплуатационная типовая документация . предназначена для изучения
конструкции АТ, ее летно-технических характеристик, правил эксплуата-
ции, а также для учета наработки и технического состояния АТ.
Эксплуатационная типовая документация является руководящей экс-
плуатационной технической документацией и предназначена для обеспече-
ния изучения летно-технических характеристик АТ, ее конструкции и пра-
вил эксплуатации.
К эксплуатационной типовой документации относится:
- руководство по технической эксплуатации, состоящее из:
а) технического описания (часть 1-5),
б) инструкции по эксплуатации (книга 1-5),
в) технологических карт, куда должны включаться все сведения, не-
обходимые для правильной эксплуатации (использования, транспортирова-
ния, хранения и технической эксплуатации) АТ;
- регламент технического обслуживания "РТО" (часть 1-4), основной
документ, определяющий объем и периодичность выполнения всех видов ра-
бот
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|