Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Журналистика /

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Собора (в 1918 году) на котором Патриархом был избран Тихон. Каким-то чудом удалось сохраниться только «Православному церковному календарю», который продолжал издаваться и издается до сих пор без перерыва. Очевидно, это связано с тем, что он имеет сугубо информационный характер и сообщает только хронологию церковных праздников, дат поминовения и пр.

На смену им приходят новые советские антирелигиозные издания: газеты – «Церковь и революция», «Наука и религия», «Безбожник». Начинают издаваться общественно-политические журналы: «Красная новь», «Пролетарская революция». В 1925 году появляется ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который являлся органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников. Его задача состояла в «руководстве всей научно-методической работой Союза воинствующих безбожников как в области пропаганды атеизма, так и в области организации безбожного движения». В 1930 году начинается издание журнала «Воинствующий атеизм», который ставит себе целью «освобождение трудящихся от религиозного воззрения на природу и общество».

Обновленческий период в Русской православной церкви, который был направлен на «сокрушение казенной церкви», соответствовал «требованиям дня». Хотя это, очевидно, был вынужденный шаг, чтобы сохранить церковь в существующих условиях. Власти тоже не могли полностью уничтожить церковь, но и сохранять ее в прежнем виде не хотели. Поэтому обновленческое движение было поддержано свыше и обновленцы получили возможность издавать печатный орган. В 1922 г., впервые со времени запрещения всех церковных изданий, священник Сергей Калиновский получил разрешение издавать первый неправительственный журнал под названием «Живая цер1ковь». Всего вышло 11 номеров журнала, последний – в феврале 1923 года. Если вначале тираж журнал составлял 10 тыс. экземпляров, то последний его номер уже был напечатан пятитысячным тиражом.

В журнале было шесть отделов – рубрик. В основном материалы шли под тремя основными рубриками: «Вопросы религии и церкви при свете жизни» (это был первый отдел); второй – «Обновление церкви на европейских началах» и шестой – «Хроника».

Кроме того, время от времени появлялись остальные рубрики:

– «Научное разъяснение религиозных вопросов, вызывающих интерес в современном обществе»; – «Религиозные движения в России и за границей»; – «Почтовый ящик: беседы с читателями». Издатель первых двух номеров журнала – Высшее церковное Управление, затем издатель меняется. Им становится Центральный Комитет группы «ЖЦ». Это было следствием борьбы внутри самого обновленческого движения.

Ровно через 70 лет начинается постепенное возрождение печати Русской православной церкви. Конечно, понадобится длительное время для того, чтобы восстановить такую мощную систему периодических изданий, которой когда-то обладала Русская православная церковь. Очевидно также и то, что время внесло свои коррективы и изменило общественные приоритеты, сейчас больший интерес вызывает пресса другой направленности: деловая, общественно-политическая, даже бульварная. Сказывается и тяжелое финансовое положение церкви, она сейчас не может должным образом финансировать свою печать, поэтому многие из существующих церковных изданий не могут составить серьезной конкуренции газетам и журналам светского характера ни по своему содержанию, ни по качеству. Хотя пусть и трудно, но процесс становления печати Русской православной церкви все-таки происходит. Изменился, опять-таки в связи с экономическими трудностями, преимущественный тип изданий. Преобладают газеты (и это относится как к центральным изданиям, основной учредитель которых – Московский патриархат, так и к местным, епархиальным изданиям) небольшого формата в 2–4 полосы. Есть и издания многоцветные, выполненные на высоком полиграфическом уровне, но таких немного. Многие издания не имеют подписки.

Одним из учредителей церковных изданий выступает Издательский дом «Хроника», им выпускается официальный орган РПЦ «Журнал Московской патриархии», который с перерывами издается с 1931 года (1931–1935; 1943 и по настоящее время). О 1962 года по 1994 г. его редактором, 'как и Председателем издательского отдела Московской патриархии, являлся митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). С 1975 года журнал издается также и на английском языке, количество страниц увеличилось с 48 до 80. С самого начала «Журнал Московской патриархии» распространялся по подписке. Журнал практически всегда состоял из пяти разделов: «Официальная часть» – послания и заявления; «Церковная жизнь», «Речи, проповеди», «Статьи», «Из жизни наших епархий». Разделы могут менять названия. Так, «Официальная часть» в 80-е годы делится на две части: «Церковно-общественный отдел», где в основном помещаются обращения Патриарха, отчеты с пресс-конференций и т.п., и «Официальная часть», где публикуются официальные материалы о приемах, поездках,) .визитах .и т.п. высших церковных иерархов, в основном Патриарха.

Раздел «Статьи» также переименован. Теперь она называется: «Из жизни православия». Появляется новый «Богословский отдел», а также рубрики «Из духовной поэзии», «Из. богослужебной практики» с методическими советами и рекомендациями.

«Журнал Московский патриархии» – официальный орган Русской православной церкви больше теоретического характера. Он публикует фундаментальные материалы по вопросам богословия, церковной истории и религиозной философии, Выходит ежемесячно.

Также по подписке начинает распространяться новый журнал: «Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии», пробный (нулевой) номер которого вышел перед Рождеством 1992 года, а первый появился в середине 1993 года. Это также официальный орган Русской православной церкви, информационный ежемесячник. Он публикует официальные документы Церкви, выступления Святейшего Патриарха, материалы о церковных и церковно-общественных мероприятиях Московской патриархии, «подавая читателю точку зрения Русской Православной Церкви». В подзаголовке 1-го номера сообщается, что журнал «издается по благословлению Святейшого Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II».

Издательский дом «Хроника» издает также единственную общецерковную газету «Московский церковный вестник». В ней преимущественно даются материалы церковно-общественного и катехизисного характера. Выходит 2 номера в месяц, распространяется по подписке.

Под тем же учредительством издается цветной иллюстрированный ежемесячник «Православное чтение». В нем в основном 1публ.икуются материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Также имеется подписка. «Православное чтение» выходит с 1990 года. Так стал называться издававшийся с 1986 года в связи с подготовкой к 1000-летию принятия христианства на Руси информационный бюллетень «Московский церковный вестник». Надо сказать, что поменялся не только тип издания, но и его характер.

Учредителями изданий являются многие отделы Московского Патриархата, а также епархии. С 1990 года издается «Воронежский епархиальный вестник» – ежемесячная газета, а с 1991 года – журнал. «Жизнь во Христе» издается с января 1991 года сначала Норильской церковью, а с 3-го номера в состав издателей вошла и Московская патриархия. Четырехполосная газета с тиражом 5000 экз. богато иллюстрирована, печатается много фотографий, гравюр, газета религиозно-просветительского характера.

Во 2-м выпуске «Информационного бюллетеня» за 1992 год. Синодальной библиотеки Московского Патриархата в разделе «Периодические издания Русской Православной Церкви (на русском языке) обозначено 77 наименований газет, журналов, бюллетеней, листков, которые на этот момент издавались в России, а также Православными Церквами стран СНГ. Но и тогда в этот перечень вошли не все издания, а сейчас их стало еще больше. Полного перечня изданий Русской православной церкви пока нет.

Большинство из этих изданий составляют ежемесячные газеты епархий: «Архангельский епархиальный вестник», «Астраханский православный собеседник», «Благовест» – орган Самарской епархии, «Благовест» – издание Петрозаводской епархии и Карельского общества охраны памятников, «Православный вестник Ставрополья» (Ставропольско-Бакинская епархия), «Рязанский церковный вестник» и многие другие. В большинстве этих и других изданий Русской Православной церкви обозначен 1990 год. Именно с этого времени и началось восстановление системы печати РПЦ.

Многие епархиальные газеты похожи одна на другую. Небольшого формата, одноцветные, малоиллюстрированные. В каждой из них существуют постоянные рубрики или материалы «Из жизни епархии»; большое внимание епархиальная печать уделяет церковным традициям, истории религии, истерии памятных мест, расположенных на территориях епархий; печатаются поучения, фрагменты из «Жития Святых», молитвы, церковный календарь и т. п.

Епархиальные газеты имеют в основном общий характер, но есть издания с определенной целевой направленностью, что, как правило, обозначается в подзаголовках. Так, например, ежемесячная газета «Могилевские епархиальные ведомости» выходит с подзаголовком, который определяет направление газеты: «Духовное просветительское и информационное издание».

Кроме газет, епархии и епархиальные управления издают также журналы, бюллетени, информационные вестники как общего характера, так и определенной направленности. Православная Вильнюсско-Литовская епархия с 1990 года издает «Вестник Православия в Литве: квартальный религиозно-нравственный журнал», в Уфе с 1992 года издается «Купель: церковный литературно-художественный журнал Уфимского епархиального управления для детей».

В качестве учредителей и издателей выступают также монастыри, лавры, отдельные церкви, общины, приходские собрания, союзы, православные объединения и др. Здесь встречаются издания разного типа: журналы, газеты, листки. Московский Свято-Данилов

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»