←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
механизированию, он находит применение и в насто¬ящее время.
Маркетри
Маркетри (от франц. marquer — размечать, расчерчи¬вать) — это способ выполнения мозаики по дереву, при котором мозаичный набор составляется из кусочков шпона разных пород древесины.
Маркетри включает: интарсию — врезку по определенно¬му рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой поро¬ды древесины или другого цвета, с закреплением специаль¬ной бумагой, смазанной клеем, и облицовывание — накле¬ивание всего набора на украшаемую поверхность изделий.
Существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных гео¬метрических фигур, то набор можно делать путем склеива¬ния предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).
Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают или вклеивают в лист плотной бумаги (на¬бор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мо¬заики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.
Маркетри имеет ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. В шпоне наиболее ярко проявляются особенности древесины как декоратив¬ного материала, красота текстуры. Кроме того, шпон наи¬более доступен. На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы производства.
Техника выполнения маркетри проста, не требует при¬менения сложного инструмента. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие имеет своей неповторимый облик.
Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом со¬здавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции для украшения интерьеров зданий.
Паркетри
Паркетри — это набор, при котором мозаика пред¬ставляет собой простой рисунок типа паркета из оди¬наковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеи¬вания их на расчерченную бумагу вплотную друг к дру¬гу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элемен¬ты мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Для того чтобы получить несколько однотипных орнаментальных наборов, необ¬ходимо одновременно вырезать фон и рисунок лобзи¬ком. Шпон для фона и другой — для вставки наклеива¬ют на бумагу, накладывают один на другой, крепят в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона нано¬сят контур рисунка, выпиливают лобзиком. Лист шпо¬на разъединяют, получают сразу два гнезда и две встав¬ки, из которых изготавливают два набора, противопо¬ложных по цвету.
В развитии техники маркетри и паркетри большую роль сыграли мастера — такие, как французский мебель¬щик Андре Шарль Буль. Он обогатил маркетри примене¬нием наряда со шпоном ценных пород древесины, вста¬вок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепах, пер¬ламутра. А. Ш. Буль разработал технику, при которой пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) накладывались одна на другую, за¬жимались в тиски, распиливались лобзиком и разрезались на рисунки, нанесенные на верхнюю пластину, а затем эле¬менты рисунка, вырезанные из верхней пластинки, соеди¬нялись с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки. За А. Ш. Булем во Франции работали выдающие¬ся мастера Жак Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер. Они использовали в наборах красное, розовое, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево. Давид Рент¬ген — немецкий мастер—выполнял в конце XVIII в. не толь¬ко наборы, украшая мебель, но и декоративное настенное панно, соперничающее с живописными полотнами.
В России мозаичные наборы получили широкое рас¬пространение со второй половины XVIII в., когда в нашу страну стали ввозить древесину экзотических пород. Из¬вестными мастерами были Никанор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.
Мастичная инкрустация
Мастичную инкрустацию изготавливают следующим об¬разом. В древесине вырезают гнездо, в которое согласно эскизу приклеивают вставки и заливают мастикой. Масти¬ка может быть разных цветов.
Мастику готовят из клея, наполнителя, пигмента и пла¬стификатора. Клей может быть глютиновым (мездровым, костным или рыбным), казеиновым или полимерным (эпок¬сидным).
Наполнителями могут служить печная сажа, глина, мел, цемент, толченый кирпич. К пигментам относят сухие по¬рошковые красители или готовые краски — гуашевые, тем¬перные и другие.
Печная сажа служит одновременно наполнителем и пигментом. Она делает мастику насыщенного черного цвета, который при желании можно сделать более мяг¬ким, добавив в мастику гашеную известь, мел или зуб¬ной порошок.
Белую мастику получают из мела, розовую — добавкой в белую красной краски, голубую — добавкой синей и т. д. Мастика, наполнителем которой служит глина, может быть коричневого, палевого, серого и оливкового цвета, в зависимости от количественного соотношения составных. А если наполнитель — порошок красного кирпича, цвет мастики получают красно-оранжевый.
Для приготовления мастики комки глины, кусочки крас¬ного кирпича, мела толкут в ступке и просеивают.
В старину кирпичный порошок получали так. Кирпичи хорошо просушивали на солнце или в русской печи, затем раскалывали пополам и терли одну половинку о другую. На подложенной внизу тряпице довольно быстро вырас¬тал холмик из мельчайшей кирпичной пыли, которую не нужно было даже просеивать.
Пластификатор делает мастичную массу более пластич¬ной и предупреждает растрескивание при твердении. В мастиках с использованием глютинового и казеинового клея роль пластификатора выполняет глицерин, а эпок¬сидного — дибутилфталат, который продают в комплекте с клеем.
Вставки могут быть из кости, пластмасс, перламутра, линолеума, стекла, металла и других материалов.
После того как мастика на основе глютинового или казе¬инового клея полностью затвердеет, для увеличения влаго¬стойкости производят ее дубление специальными квасца¬ми, например хромовыми, применяемыми в фотографии и кожевенном производстве. Дубление производят следую¬щим образом. Смачивают в растворе квасцов чистую тряп¬ку и расстилают ее на поверхности инкрустации. Через 5 — 10 мин тряпку снимают и хорошо просушивают набор.
Заключительным этапом работы является шлифовка на¬бора шлифовальной пастой. Ее наносят на кусочек замши, наклеенной на деревянный брусок, и шлифуют. Вместо зам¬ши можно взять сукно.
Для придания инкрустации стеклянного блеска, ее вы¬лащивают сухим хвощом, мочалом или морской травой, а также тонкими стружками древесины лиственных пород.
Образцы изделий с мастичной инкрустацией можно уви¬деть в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера Оружейной палаты в XVII в. создали свой, так называемый московский стиль инкрустации, отличающийся непов¬торимым своеобразием. Для него характерно сочетание ма¬стики с перламутром и слоновой костью.
Прочность слоновой кости позволяла вырезать очень сложные вставки, изображавшие оленей, львов, грифонов и даже целые сказочные сценки. Мягкая и податливая мас¬тика легко и надежно заполняла мельчайшие прорези в костяной пластинке. Обычно более темная, чем древесина ружейных прикладов, мастика контрастно выделяла свет¬лые элементы вставок. Крупные костяные вставки сочета¬ли с мелкими, выточенными из перламутра силуэтами, на¬поминающими колокольчики, ромашки, васильки. Перелив¬чатое перламутровое разнотравье служило нарядным фо¬ном для сказочных сценок из слоновой кости. Тончайшие переливы фиолетовых, бирюзовых и лиловых цветов с зо¬лотисто-серебристым блеском перламутр сохраняет веками. Этот довольно хрупкий материал в инкрустации становит¬ся почти неуязвимым.
Огонь рисует и украшает
Декор копчением
Было замечено, что на закопченной древесине ярче про¬ступает текстура, образуя красивый естественный узор, чет¬че читается резной орнамент. Поэтому народные мастера нередко специально обрабатывали дымом изготовленные вещи. При этом удавалось подчеркнуть природную красоту древесины, ее как бы идущий изнутри блеск и бархатистую матовость поверхности.
Применяют следующую технологию. На предмете сна¬чала размечают будущую композицию, процарапывая ри¬сунок с помощью циркуля и ножа. Затем остро заточен¬ным ножом или стамеской-уголком вырезают контур ри¬сунка, который уже на глаз заполняют всевозможными графическими разделками. Далее, наклонив поверхность с резным орнаментом, проводят по ней чадящим пламе¬нем, как бы равномерно заштриховывая ее. При этом стре¬мятся покрыть однотонным слоем всю плоскость. В ре¬зультате на темном бархатном фоне выступает светлый резной узор.
Для закрепления эффекта изделие следует покрыть од¬ним слоем масляного или нитроцеллюлозного лака.
Чтобы расписать поверхность светлого изделия «под мра¬мор» или «под малахит», древесину предварительно окра¬шивают светло-коричневой, белой или зеленой масляной или клеевой краской. По сырой, слегка наклоненной по¬верхности проводят пламенем свечи, которое оставляет лег¬кий полупрозрачный узор. Изменяя наклон поверхности, величину пламени, скорость движения свечи, можно по¬лучить различный по ширине и плотности узор из копоти, который прочно соединяется с грунтом и под слоем накла¬дываемого затем лака довольно убедительно воссоздает не¬обходимый рисунок.
Изделия, выточенные из малоинтересной
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
|
|