←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
сумму 1259,2 рублей, с начала месяца – на сумму 677,8 рублей. Нарушение технологического процесса обусловлено техническим состоянием оборудования, подачи краски, электроэнергии и т.д. В результате допущены отклонения от норм материальных затрат по цехам за день в сумме 970,66 рублей, с начала месяца – 3726,1 рублей. Приведенные данные показывают, что в целом по производственному отделу с начала месяца допущены отклонения от норм на общую сумму 10343,62 рубля или 0,69% к нормативной себестоимости.
Анализ отклонений от норм материальных затрат будет не полным, если не проанализировать виновников этих отклонений. Расчет отклонений от норм материальных затрат по виновникам приведен в табл. 6.
Таблица 6
Анализ отклонений от норм материальных затрат по виновникам
Виновники отклонений
Структурное Подразделение Администрация Производственные рабочие Отдел снабжения Всего, руб.
Цех печати
За день
С начала месяца
+570,6
+1787,55
+400,06
+878,77
+829,8
+1551,92
+1800,46
+4218,24
Продолжение табл. 6
1 2 3 4 5
Линотипный цех
За день
С начала месяца
+160,0
+1860,0
-
+2510,2
+1580,0
+1755,18
+1740,0
+6125,38
Итого по производственному отделу
За день
С начала месяца
+730,6
+3647,55
+400,06
+3388,97
+2409,8
+3307,1
+3540,46
+10343,62
Виновниками отклонений от норм материальных затрат являются отдел снабжения, производственные рабочие и администрация цеха. Перебои и задержка в снабжении ведут к простоям рабочих и оборудования, уменьшению выпуска продукции, перерасходу заработной платы, повышению себестоимости продукции, ухудшают результаты деятельности предприятия. Отклонения от норм материальных затрат, допущенные по вине отдела снабжения составили за день на сумму 2409,8 рублей, с начала месяца – 3307,1 рублей. Несвоевременное заключение договоров на поставку материалов, плохая организация работы, технологических процессов привели к отклонениям от норм материальных затрат за день на сумму 730,6 рублей, с начала месяца на сумму 3647,55 рублей. Допущены отклонения от норм материальных затрат по вине производственных рабочих из-за низкой квалификации рабочего персонала, простоев оборудования по вине рабочих за день на сумму 400,06 рублей, с начала месяца – 3388,97 рублей. Для того, чтобы снизить использование материальных затрат необходимо пересмотреть производственно-технические нормы расхода материалов, повысить квалификацию рабочего персонала, провести мероприятия по повышению организации производства на предприятии и т.д.
Расходы по обслуживанию производства и управлению составляют более 20% в себестоимости товарного выпуска, поэтому их сокращение является существенным резервом снижения себестоимости продукции. Расчет отклонений расходов по обслуживанию производства и управлению представлен в табл. 7.
Таблица 7
Расчет отклонений расходов по обслуживанию производства и управлению
Наименование расходов По плану, руб. Фактически
Руб. Отклонения (+ -) руб.
1 2 3 4
Содержание аппарата управления цеха
46945
47425
+480
Содержание и амортизация зданий, сооружений и инвентаря 17950 17886 -64
Текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря 3270 4850 +1580
Охрана труда 3000 3100 +100
Прочие расходы (включая износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов) 1290 1290 -
Прочие непроизводительные расходы - - -
Всего 84125 86221 +2096
По результатам анализа видно, что цеховые расходы за отчетный период против сметных ассигнований возросли на 2096 рублей.
В анализируемом периоде расходы на содержание аппарата управления цеха возросли на 480 рублей в связи с вводом новой штатной единицы. Расходы на содержание и амортизацию зданий, сооружений и инвентаря уменьшились на 64 рубля за счет того, что по некоторым инвентарным объектам закончилось начисление амортизации. С увеличением стоимости ремонтных работ (запасных частей, материалов и т.д.), нарушением технологического процесса по вине работников, что послужило выходу из строя оборудования возросли расходы на текущий ремонт на сумму в размере 1580 рублей. Расходы по охране труда увеличились на 100 рублей в связи с дополнительным проведением мероприятий по технике безопасности.
Изложенная методология ведения комплексного нормативного учета только в части затрат обуславливается требованием соответствия объема и структуры учетной информации и потребностям бюджетного процесса.
Единство данных оперативного и бухгалтерского (синтетического и аналитического) учета при таком варианте учетной политики позволяет на практике осуществлять грамотный план – факт-анализ исполнения бюджета закупок, то есть является эффективным информационным обеспечением управленческого планирования.
План-факт анализ отклонений необходим для решения двух основных задач – корректировка хозяйственной деятельности предприятия при разработке бюджете следующего периода и оценки реальной эффективности деятельности подразделений. Нормативная оценка отклонений должна содержать ответ на два ключевых вопроса:
- является ли отклонение благоприятным, индифферентным или неблагоприятным для финансовых результатов компании в целом?
- Какое подразделение предприятия несет ответственность за образование данного отклонения?
Подводя итог вышесказанному можно построить следующую несколько упрощенную функциональную цепочку отклонений бюджетных показателей по стадиям финансового цикла в комплексном нормативном методе учета (рис. 5.).
Рис. 5. Взаимосвязь отклонений в системе комплексного, нормативного учета
При использовании дополнительно данных оперативной отчетности система комплексного нормативного бухгалтерского учета позволяет производить «сквозной» план-факт анализ исполнения сводного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе в процессе научно-практического исследования нами наглядно продемонстрировано использование и преимущества комплексного нормативного метода (стандарт-директ-костинг) как инструмента управления для оптимизации экономической деятельности предприятия.
При комплексном нормативном методе учета создается система технически обоснованных норм и нормативов, предварительно разрабатываются нормативные калькуляции изделий и их составных частей, выявляются и учитываются отклонения от норм и нормативов затрат, учитываются изменения норм.
Так в процессе анализа существующей учетной политики предприятия, а также состава нормативного хозяйства выявили, что для того, чтобы организовать должным образом нормативное хозяйство на анализируемом предприятии необходимо обеспечить:
- максимальную централизацию всех имеющихся на предприятии справочно-нормативных данных в финансовом отделе;
- полноту и техническую обоснованность нормативной информации;
- отсутствие дублирования данных;
- своевременное и качественное проведение изменений в полном объеме нормативной информации;
- возможность быстрого поиска нужной части нормативной информации без больших сортировок;
- обеспечение визуального контроля при формировании и обработке нормативной информации;
- составление планов и отчетов на объем производства и себестоимости продукции по каждому цеху основного производства и предприятию в целом;
- сформировать единую информационную базу на предприятии позволяет внедрение комплексного нормативного метода учета (стандарт-директ-костинг).
В данной работе более подробно рассмотрены вопросы ведения комплексного нормативного учета в части затрат на производство: учет использования сырья и материалов, расходы по обслуживанию и управлению, организация нормативного хозяйства, состав нормативных калькуляций и учет изменений норм, а также проведен анализ затрат по отклонениям. Это обуславливается требованием соответствия объема и структуры учетной информации и потребностям бюджетного процесса.
Оперативная информация об отклонениях раскрывает огромные возможности и преимущества управления. Она автоматически, без особого поиска и анализа, фиксирует внимание управляющего органа на негативных явлениях и тем самым сигнализирует о необходимости выявления их причин и принятия соответствующих управленческих решений по их устранению, а также своевременной корректировке процесса производства непосредственно в ходе его осуществления. Все это позволяет принять своевременные меры по уточнению материального обеспечения, устранению возникающих диспропорций и т.п.
В результате в ГУ ИПП «Полиграфист» выявлены недостатки по учету использования сырья и материалов, по оформлению сигнальной документации, не ведется учет изменений норм. Выявлены отклонения от норм в результате изменений оптовых цен, технического состояния
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|