Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Право /

Правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Скачать реферат


юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством .

При выполнении поручения юридического лица на продажу иностранной валюты, включая обязательную продажу части экспортной выручки, уполномоченный банк имеет право покупать за свой счет указанные средства в иностранной валюте.

В случае проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет уполномоченный банк ведет открытую валютную позицию. Порядок ведения и лимиты открытой валютной позиции устанавливаются Банком России .

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, установленном Банком России .

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке в следующих целях:

для осуществления текущих валютных операций, являющихся таковыми в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле";

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, которые в соответствии с нормативными актами Банка России осуществляются резидентами Российской Федерации без лицензий (разрешений) Банка России;

для осуществления платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по возврату этих кредитов;

для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

для осуществления платежей на валютные счета за границей, открытые в соответствии с разрешениями Банка России (территориальных учреждений Банка России), для оплаты расходов на содержание представительств;

для осуществления обязательных платежей в иностранной валюте, взимаемых государственными органами в соответствии с федеральными законами в иностранной валюте;

для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии разрешений (лицензий) Банка России на осуществление соответствующих валютных операций в пределах сумм, указанных в этих разрешениях (лицензиях) .

Иностранная валюта, купленная юридическими лицами - резидентами Российской Федерации на внутреннем валютном рынке, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления через уполномоченные банки, ведущие валютные счета этих органов, покупают иностранную валюту в порядке, установленном настоящей Инструкцией для юридических лиц.

Уполномоченные банки осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, по поручению юридических лиц только при наличии у последних разрешений (лицензий) Банка России на проведение этих операций .

Глава II. Особенности применения законодательства, регулирующего операции с иностранной валютой.

§ 1 Практика признания сделок с иностранной валютой недействительными и ничтожными.

Указом Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. №. 335 "О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" было установлено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории России, если иное не разрешено Центральным банком РСФСР. За нарушение указанного порядка была введена ответственность в виде наложения штрафа в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте.

В соответствии с Указом Президента РФ "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14 июня 1992 г. №. 629 данная норма была дополнена положением, согласно которому этот порядок был распространен и на валютную выручку, получаемую при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ.

За нарушение установленного порядка ведения учета валютных операций предприятия и организации подвергаются штрафу, налагаемому органами валютного контроля в размере всей сокрытой выручки. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Уплата штрафа не освобождает предприятия и организации от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ.

Подпунктом "а" п. 1 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. №. 3615-1, в частности, предусмотрено, что резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения настоящего Закона, несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам.

П. 2 ст. 14 названного Закона установлена ответственность резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление документов и информации органам и агентам валютного контроля в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация или информация не были представлены в установленном порядке.

П. 3 ст. 14 Закона предусматривает ответственность за повторное нарушение положений настоящей статьи в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительной сделке, а также штрафов в пределах пятикратного размера, приостановления действия и лишения выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений, других санкций, установленных законодательством РФ.

Согласно п. 4 упомянутой статьи Закона взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Имеются различные точки зрения по вопросу распространения порядка бесспорного списания на п. 1 ст. 14 Закона. При этом сторонниками бесспорного списания всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам утверждается следующее. Несмотря на то что ряд положений Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" относит валютные операции, совершенные с нарушением требований закона, к недействительным сделкам, отношения между органами валютного контроля и участниками незаконных валютных операций основаны на властном подчинении, регулирование их носит публично-правовой характер, что исключает применение норм гражданского законодательства.

Предполагается , что взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкам - это вид ответственности, то есть санкция, взыскание которой в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" производится в бесспорном порядке.

Так, например, коммерческий банк обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю о взыскании с банка в доход государства всего полученного по сделкам.

Решением арбитражного суда в иске отказано в связи с нарушением истцом валютного законодательства при осуществлении сделок, связанных с валютными операциями.

Коммерческий банк обратился в федеральный арбитражный суд округа с жалобой на решение арбитражного суда, указав на то, что взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" сделкам производится только в исковом порядке. Бесспорный порядок взыскания в доход государства полученного по недействительным сделкам законодательством не предусмотрен.

Кассационная инстанция оставила решение арбитражного суда в силе, приняв во внимание следующее.

Как видно из материалов дела, проверкой, проведенной Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, установлено, что коммерческий банк совершал валютно-обменные операции в обменном пункте, не имея свидетельства о регистрации обменного пункта, в связи с чем нарушил п. 1.2 Положения Банка России от 10 мая 1994 г. №. 22 "О порядке регистрации обменных пунктов уполномоченных банков", что является нарушением валютного законодательства, ответственность за нарушение которого установлена ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

П. 1"а" ст. 14 названного Закона предусмотрена ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам. П. 4 ст. 14 Закона предусматривает, что взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

В данной правовой ситуации санкцией является взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам. Сделки купли-продажи, заключенные обменным пунктом, не имеющим свидетельства о его регистрации, являются ничтожными, поэтому не требуется признания этих сделок недействительными судом (ст. ст. 166, 168 ГК РФ).

При таких

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»