Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Шпора по истории России ХХ века к университетскому экзамену

←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 



Скачать реферат


первой пятилетки вырос объём промышленного производства, особенно в энергетике и металлургии. (Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк). Построили около 1500 новых предприятий. Тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, автомобильные в Москве и Нижнем Новгороде стали крупнейшими в мире. Возникли новые отрасли - авиационная, автомобильная, подшипниковая, тракторная. В 1930 г. была ликвидирована безработица. Тем не менее себестоимость продукции повысилась. На 8 % снизилась производительность труда.

В годы второй пятилетки (1933-1937) построили 4500 новых промышленных предприятий. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на второе-третье место после США и Германии. Сократилось отставание от развитых стран по производству продукции на душу населения. Количество рабочих выросло с 9 до 23 млн. человек. Производительность труда увеличилась на 60 %. В 1935 г. отменили карточки на продукты и промышленные товары. В третьей пятилетке (1937-1941) темпы роста промышленного производства значительно снизились и не превышали в среднем 3-4 % в год. В этот период заметно вырос объём производства военной продукции.

Ни одна пятилетка не была выполнена полностью. Удалось добиться результатов только в некоторых отраслях тяжёлой промышленности, особенно военно-промышленного комплекса. Успехи были достигнуты высокой ценой. Снизился жизненный уровень, усилилась интенсификация труда, отстали лёгкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство.

Советская наука и культура в 20-30-е годы

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.

Внешняя политика советской страны (середина 30-х - сентябрь 1939 года)

До 1934 г. Раппальский договор, заключённый Советским государством с Германией в 1922 г., определял советскую политику в Европе. В середине тридцатых годов ситуация изменилась. В мире возникло два очага международной напряжённости. Первый - на

Дальнем Востоке, где Япония в 1932 г. захватила Манчжурию. Второй - в Германии. Здесь в январе 1933 г. к власти пришли фашисты. Напряжённое положение в Европе усиливали агрессивные действия итальянских фашистов. Это привело к возникновению очага войны в бассейне Средиземного моря. В 1936 г. Германия и Япония заключили агрессивный союз (Антикоминтерновский пакт). В 1937 г. к нему присоединилась Италия.

Ряд стран выступил с предложением создать систему коллективной безопасности. Это означало заключение между государствами договоров о взаимной помощи против возможного нападения агрессоров. В 1935 г. СССР подписал подобные договора с Францией и Чехословакией. В соответствии с соглашением Советский союз мог оказать помощь Чехословакии в случае агрессии при условии, что подобная помощь будет оказана ей также Францией. Договора не были реализованы. Когда в 1939 г. возникла угроза захвата немцами Чехословакии, правительство этой страны отказалось от советской помощи. Против ввода советских войск в Чехословакию выступила и Франция.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После ввода немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область Советский союз предложил в Лиге Наций принять коллективные меры против нарушения Германией международных обязательств. Предложение поддержки не получило. Франция и Великобритания ответили на это только устным протестом. В марте 1936 г. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Монголией. В августе 1937 г. Советский Союз заключил договор о взаимном ненападении с Китаем.

В июле 1938 г. начались военные действия между Японией и Советским Союзом на Дальнем Востоке в районе озера Хасан (недалеко от Владивостока). Японским войскам удалось на время захватить часть советской территории. В августе им пришлось отступить. В мае 1939 г. Япония начала военные действия против Монголии в районе реки Халхин-Гол. СССР согласно договору о взаимной помощи оказал поддержку Монголии. В августе японцы были разбиты. 15 сентября 1939 г. было заключено перемирие.

В 1938 г. Австрию оккупировали немецкие войска. Она была включена в состав Германской империи. В 1938 г. Германия потребовала от Чехословакии передачи ей Судетской области. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав правительств Германии, Италии, Франции и Англии.

←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»