Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Глава II

Сравнительный анализ экономического развития ВНР и СССР в период социалистических диктатур.

_________________________________________________________

Дальнейшее укрепление власти рабочих и трудящихся крестьян в Венгрии путем вытеснения представителей буржуазии и ее сторон-ников позволило осуществить мероприятия, которые привели вен-герское государство к полному овладению командными высотами в экономике страны.

Одно из этих мероприятий касалось банков. 21 ноября 1947 г. пар-ламент одобрил закон о национализации банков, на принятии кото-рого давно настаивали коммунисты. Этот законодательный акт зна-чительно расширил обобществленный сектор венгерского народно-го хозяйства, так как в собственность государства переходили все предприятия, чьи акции, вложения и финансовый капитал не менее чем на 20% являлись собственностью национализируемых банков. А это составляло свыше 25% всей тяжелой индустрии, текстильного и бумажного производства, 70% сахарной промышленности и значи-тельную часть других отраслей . Акции финансовых учреждений обобществлялись с выплатой возмещения в установленном прави-тельством порядке. Закон распространялся также на иностранные торговые общества, если более половины их основного капитала принадлежало венгерским юридическим лицам.

Национализация банков означала еще один серьезный шаг на пути ликвидации крупнокапиталистической собственности. Одновремен-но с переходом банков в собственность государства руководство компартии приняло меры для реорганизации банковской системы, исходя из поставленной перед нею задачи максимального удовле-творения финансовых нужд, прежде всего государственного и коо-перативного секторов экономики. Руководство реорганизацией было поручено специальному комитету, созданному по решению полит-бюро ЦК ВКП.

Следующим шагом была национализация добычи бокситов и произ-водства алюминия, произведенная согласно постановлению прави-тельства от 28 ноября 1947 г. 25 марта 1948 г. Венгерское прави-тельство приняло закон о национализации предприятий с числом рабочих свыше 100 человек. Закон предусматривал приобретение государством права собственности на акции соответствующих заво-дов и фабрик и не распространялся на собственность иностранных граждан и юридических лиц, находившихся за пределами государ-ства и владевших ею в соответствии с действующими венгерскими законами. Бывшим собственникам национализированных предпри-ятий государство выплачивало определенное возмещение.

Национализации подлежали 594 предприятия, на которых труди-лось в общей сложности более 160 тыс. рабочих. После осуществле-ния этого решения социалистический сектор стал полностью доми-нирующим в экономике страны. В апреле 1948 г. он охватывал 81,7% крупной и средней промышленности . В ведение государства перешло также около двух третей объема внешней торговли. 4 апре-ля 1948 г. прекратил существование Всевенгерский союз промыш-ленников.

Доходы производственных кооперативов после первого года их су-ществования свидетельствовали об ощутимом подъеме жизненного уровня кооперированных крестьян-бедняков. Однако эти доходы не были еще настолько высоки, чтобы стимулировать кооперирование крестьян-середняков. В этом была основная причина нежелания многих венгерских середняков вступать в кооперативы.

Деятельность и укрепление кооперативов были затруднены также отсутствием в них квалифицированных специалистов, способных руководить крупным хозяйством. Ключ к решению этой проблемы ЦК ВПТ видел в организации специальных курсов для подготовки сельскохозяйственных специалистов из хорошо зарекомендовавших себя промышленных и сельскохозяйственных рабочих.

Первыми шагами в этом направлении явились создание летом 1949 г. сельскохозяйственной академии с 250 слушателями и откры-тие специальных курсов для руководителей производственных кооперативов, МТС и государственных хозяйств. Поскольку у объе-динявшихся в кооперативы сельскохозяйственных рабочих и кре-стьян не было четкого представления о том, какие формы создавае-мых объединений наиболее рациональны для успешного хозяйство-вания в данных условиях, типы и структура появившихся производ-ственно-кооперативных объединений были весьма различны. По-этому возникла необходимость как-то унифицировать эти коопера-тивы. С этой целью осенью 1948 г. было разработано и 17 декабря опубликовано положение министерства сельского хозяйства о типах кооперативов, рекомендуемых крестьянам, переходившим на путь коллективного ведения хозяйства .

Простейшей формой земледельческой кооперации были сельско-хозяйственные товарищества – такие производственно-кооперативные объединения, члены которых выполняют совместно только определенные виды основных полевых работ (пахоту, сев, удобрение почвы), сохраняя при этом частную собственность на свою землю, рабочий скот и орудия труда, индивидуально убирая урожай и выплачивая налоги – однако после вычета сумм для покрытия общих расходов кооператива (оплата работ МТС, приобретение семян, удобрений и т.п.).

Члены кооперативов второго типа должны были коллективно вес-ти все сельскохозяйственные работы, но при этом сохраняли в част-ной собственности землю и все орудия производства. Работа и доход каждого члена кооператива соразмерялся с площадью земельного участка, находившегося во владении крестьянина при вступлении в кооператив.

К третьей форме относились сельскохозяйственные кооперативы, в которых на основе добровольности обобществлялись основные средства производства его членов (кроме мелкого сельскохозяйст-венного инвентаря для обработки приусадебного участка и опреде-ленного количества оставленного в личное пользование продуктив-ного скота). В кооперативах этого типа все работы выполнялись коллективно, на основе заранее составленного плана: обобществле-но также пользование землей, но сохранена частная собственность на внесенный участок земли. Большая часть дохода такого коопера-тива (около 80% ) распределялась по трудодням, остальная часть распределялась в виде земельной ренты в соответствии с количест-вом земли, предоставленной кооперативу владельцем .

Таким образом, и при переходе к коллективным формам хозяйст-вования в Венгрии существенную роль продолжала играть собст-венность на землю. Устав производственно - сельскохозяйственной кооперации обеспечивал каждому выходящему или исключенному из кооператива крестьянину возврат того количества земли, какое он передал при вступлении. Даже в самых развитых кооперативах (третьего типа) их доход распределялся не только на основе проде-ланной работы, но, хотя и в ограниченных размерах, также в соот-ветствии с площадью внесенной земли.

___________________________________________________________

Если в Венгрии кооперирование к концу 1949 г. привело к ощути-мым успехам ( в сельском хозяйстве было создано 5110 производст-венных кооперативов трех типов), то в СССР ситуация была иной. В период сплошной коллективизации 1929-1932 гг. валовое произ-водство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота сократилось на треть - на 20 млн. голов, овец и коз - в 2,5 раза. Ускоренный рост советской тяжелой промышленности был достигнут за счет аграрного сектора экономики, сопровождался разрушением производительных сил деревни, сверхцентрализацией экономической жизни, предельным ограничением сферы деятельно-сти рыночных механизмов, полным подчинением производителя го-сударству, широким применением мер внеэкономического принуж-дения. Результатом этих мероприятий явилось введение в СССР в 1929 г. карточной системы и разразившийся в 1932-1933 гг. голод.

Таким образом в СССР утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, которая стала экономической основой то-талитарного режима.

Социалистическое преобразование сельского хозяйства в Венгрии осуществлялось в условиях частной собственности на землю, что и составляло его своеобразие и отличало от коллективизации в СССР.

В 1950 год народная Венгрия вступила под знаком начала выпол-нения пятилетнего плана развития народного хозяйства. Главные задачи пятилетнего плана состояли в следующем: ускорение инду-стриализации Венгрии, в первую очередь, развитие тяжелой промышленности и машиностроения как решающей предпосылки развития легкой промышленности, механизации сельского хозяйства и модернизации транспорта; ликвидация отсталости сельского хозяйства, повышение его продуктивности для обеспечения населения продуктами, а развивающейся промышленности – сырьем; повышение жизненного уровня народа; подготовка новых кадров из рабочих и крестьян для руководства государственной, экономической и культурной работой; укрепление армии и оборонной мощи страны в соответствии с мирным договором; преобразование Венгрии из аграрно-индустриального государства в индустриально-аграрное, в экономике которого решающую роль играла бы промышленность и одновременно име-лось бы развитое сельское хозяйство.

Предполагалось, что к концу пятилетки объем промышленного производства в стоимостном выражении достигнет 186,4% от уровня 1949 г. (в тяжелой промышленности – 204,3%, в легкой – 172,9%), а сельскохозяйственной продукции – соответственно – 142,2% .

За годы пятилетки намечалось повысить производительность труда в промышленности в полтора раза, снизив себестоимость на 25%. Национальный доход в последнем году пятилетки должен был со-ставить 163% национального дохода 1949 г. При этом планирова-лось, что доля промышленности в образовании национального до-хода повысится с 49,7 до 58,7%, что и должно было отразить пре-вращение Венгрии в индустриально-аграрную страну .

Составители первого пятилетнего плана недооценивали значение развития сельского хозяйства страны, не принимали во внимание тот факт, что ликвидация

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»