Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (О-Я) /

Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


СССР состоявшейся в августе 1953 г. был принят новый закон "О сельскохозяйственном налоге", пред-ставлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действовавшую с 1930 г.

"Верховный совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хо-зяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, преду-смотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога.

Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают:

а) хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промкол-хозов) и рыболовецких артелей;

б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в админист-ративном отношении сельским Советам" .

За годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 предприятий. В 1950 г. промышленное производст-во превысило довоенные показатели на 73% .

Курс на дальнейшее "закручивание гаек" в экономике получил тео-ретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. сталинской ра-боте "Экономические проблемы социализма в СССР". В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышлен-ности, ускорения полного огосударствления собственности форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений .

6 марта 1953 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". Этим по-становлением запрещалось увеличивать размер усадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его. Здесь же был закреплен принцип ограничения коли-чества скота, находящегося в личной собственности колхозников, "с учетом местных условий". Следующим шагом на пути ограничения личной собственности крестьян стало принятие в 1961 г. новой Про-граммы партии (личные хозяйства казались досадным "пережитком капитализма" и должны были исчезнуть, по крайней мере, в течение отведенных 20 лет) .

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составил 34% по сравнению с предыдущей пятилеткой. Однако с конца 50-х гг., экономические стимулы начинают вытесняться го-лым административным принуждением. В 1959 г. началась реорга-низация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без тех-ники, были вынуждены выкупать ее в течении однлого года, за вы-сокую цену.

Таким образом, советское государство сумело за один год ком-пенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (в 1962 было импортировано 12 млн. т.)

Ситуация в сельском хозяйстве начала 60-х гг. вновь показала, что ориентированные на изъятие сельхозпродукции у производителя принципы организации сельского производства делали невозмож-ным ее расширенное производство.

В начале 60-х гг. быстрыми темпами развивалось машинострое-ние, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объемы их произ-водства выросли почти в 5 раз). В целом среднегодовые темпы при-роста промышленного производства в СССР превышали 10% . Обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Однако в целом промышленность продолжа-ла развиваться по привычному рутинному пути, не за счет интенси-фикации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч но-вых предприятий.

К концу 50- началу 60-х гг. мы можем говорить о построении в СССР основ индустриального общества. Переход же к последую-щей стадии развития при сохранении существовавшего хозяйст-венного механизма был невозможен.

По-иному обстояли дела в Венгрии. С приходом к власти Я. Кадара в промышленности и сельском хозяйстве были проведены серьез-ные изменения.

Учитывая относительную бедность страны полезными ископае-мыми, промышленным сырьем, энергетическими ресурсами и нали-чие сравнительно больших ресурсов рабочей силы, правительство страны приняло решение всемерно развивать трудоемкие отрасли промышленного производства. Именно с этим было связано увели-чение производства отрасли приборостроения в течение трех лет (1958-1960) на 62%, а промышленности техники связи на 72%. Объем промышленного производства за эти же годы увеличился на 40% (т.е. на 18% превысил цифру плана), а национальный доход на 20%. Удельный вес социалистического сектора промышленности составил 98% . Доля тяжелой промышленности в индустриальном производстве превысила две трети.

В социалистической промышленности Венгрии было занято более 1300 тыс. человек (на 17% больше, чем в начале трехлетки). 45% прироста продукции народное хозяйство достигло за счет роста про-изводительности труда . За годы трехлетки осуществлено строи-тельство двух электростанций - в Пече и Тисапалконье, химкомби-ната в Боршоде и других предприятий. В сельском хозяйстве также, продолжались преобразования, одновременно там удалось повысить уровень производства.

Уже к 1960 г. в стране сформировались такие промышленные цен-тры, как Айка (электроэнергетическая, стекольная и алюминиевая промышленность), Казинцбарцика (электроэнергетическая и хими-ческая), Дунауйварош (черная металлургия) и др. Особое внимание уделялось развитию сырьевой и энергетической базы страны. В пла-не тех лет намечалось изменить баланс твердого и жидкого топлива в пользу последнего. Это способствовало развитию добычи нефти (намечалось увеличить ее с 1,2 млн. до 2,2 млн. т, т.е. более чем на 80% ) . В то же время, как выяснилось позже, необоснованно не уделялось достаточного внимания добыче угля.

Меры по повышению производительности труда (за его счет наме-чалось на 70% увеличить прирост промышленной продукции) при-званы были способствовать ликвидации относительного отставания Венгрии от развитых капиталистических и некоторых социалисти-ческих стран по уровню развития промышленности. В 1962 г. число занятых в промышленности достигло 1427 тыс. человек, вдвое пре-высив довоенную численность рабочих.

В 1957-1962 гг. произошли существенные перемены и в венгер-ском селе. Сельское хозяйство, в котором в 1962 г. была занята треть населения страны, а в 1949 г. 52,9%, давало примерно чет-верть всего национального совокупного продукта, хотя в связи с ин-дустриализацией наметилась тенденция сокращения его доли в на-циональном доходе (с 28% в 1957 г. до 24% в 1960 г.)

Во втором 5-летнем плане Венгрии (1961-1965) было уделено большое внимание решению зерновой проблемы. В связи с сокра-щением посевных площадей по сравнению с 1938 г. более чем на треть и несмотря на некоторое увеличение урожайности с гектара (пшеницы с 13,7 до 14,8 ц.) валовые сборы хлебного зерна сократи-лись за этот период с 2,9 млн. до 2,1 млн. т. В результате Венгрия из экспортера превратилась в импортера зерна. Ставилась задача восстановить самообеспечение путем осуществления ряда крупных мер по повышению культуры земледелия (внесение удобрений, ме-лиорация, увеличение поливных площадей в 5 раз), повышению урожайности и расширению посевных площадей. Причем все это намечалось осуществить при проведении большой организационной работы по переводу сельского хозяйства на социалистические рель-сы. Ведь к концу 1958 г. производственное кооперирование там еще не достигло уровня 1952 г.

Положительно сказались на решении крестьян-единоличников вступить на путь коллективного ведения хозяйства и ряд экономи-ческих мероприятий правительства. Отмена действовавшей системы обязательных государственных поставок способствовала укрепле-нию экономики коллективных хозяйств собственными силами. Ма-териальная заинтересованность крестьян в росте производства была обеспечена и новой системой закупочных цен, значительно повы-шенных по сравнению с прежними. Этим достигалось обеспечение населения продовольствием.

Производственные кооперативы приобрели право получать в банках краткосрочные кредиты, которые целиком покрывались контракта-ционными договорами на производство продукции, что способство-вало росту товарного производства. Повышению роста производи-тельности труда, материальной заинтересованности членов коопера-тивов благоприятствовало также, введение системы ежемесячной выплаты денежного аванса за выработанные трудодни. В итоге кол-лективные хозяйства экономически окрепли, стали богаче, увеличи-лась общественная собственность.

В 1962 г. ВНР поддерживала внешнеэкономические связи с более чем 100 государствами земного шара. Основная часть внешнеторго-вого оборота, примерно 70%, в те годы приходилась на социалисти-ческие страны. Причем страны - члены СЭВ играли важную роль в удовлетворении потребностей народного хозяйства Венгрии в про-мышленном сырье, важнейших видах оборудования, машин, стан-ков. Для ВНР серьезное значение имели нефтепровод "Дружба" и высоковольтная линия "Мир", с 60-го года включавшая Венгрию в единую энергетическую систему СССР и большинства стран СЭВ. Соглашение между правительствами СССР, Венгрии и Чехослова-кии о строительстве магистрального нефтепровода подписано в де-кабре 1959 г., и в октябре 1962 г. нефтепровод "Дружба" был от-крыт. В то же время страны Восточной Европы являлись основны-ми потребителями изделий венгерской

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»