Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Философия /

Коэволюционная парадигма и современная биология

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


динамические системы и говорит об автопоэзисе, т.е. о самопроизводстве. Автопоэтические системы, по его словам, выражают фундаментальную дополнительность струк­тур и функций, устойчивости и пластичности, присущую динамиче­ским отношениям, благодаря которым и делается возможным само­организация.

Автопоэтическая система автономна относительно среды. Янч рассматривает процессы коэволюции с разных точек зрения — от коэволюции макро- и микромира до социокультурной коэволюции. Касаясь проблем стандартной космологической модели эволюции Вселенной, он характеризует эволюцию как процесс, нарушающий симметрию (Symmetry — breaking process), фиксирует нарушение симметрии между физическими силами — гравитацией, электро­магнетизмом, сильным и слабым ядерными взаимодействиями. «Не­посредственным следствием нарушения симметрии физических сил является симультанность макро- и микроэволюции в универсуме. Макроскопические структуры создают среду для микроскопических структур и оказывают влияние на эволюцию или делают ее возмож­ной. И наоборот, эволюция микроструктур (ядерных, атомных и молекулярных) является решающим фактором в формировании и эволюции макроструктур». Янч специально обсуждает и процессы коэволюции между биохимическими и биосферными структурами. После возникновения органических молекул следующий шаг состо­ит, вероятно, в формировании диссипативных, метаболических структур, которые призваны играть решающую роль в формировании биополимеров и предклеточной эволюции. «Возникновение способ­ности к самопроизводству объясняется моделью гиперцикла, в част­ности, в симбиозе на молекулярном уровне». Разделяя два аспекта генетической коммуникации — горизонтальный, присущий одно­клеточным прокариотам, и вертикальный, связанный с самопроиз­водством, Янч обращает внимание на то, что жизнь, представленная прокариотами, сама создает условия своего существования, форми­руя атмосферу, богатую кислородом. Трансформация макросистемы создает предпосылки для развития более сложных форм жизни. Био­логическая среда и атмосфера, будучи саморегулирующейся, автопо­этической системой, стабилизировалась 1,5 млрд. лет тому назад и создала условия для поддержания сложных форм жизни на Земле, для возникновения эукариотов, или клеток с ядром. Обсуждая вопрос о происхождении эукариотов, Янч отмечает, что эукариоты пред­ставляют собой новый уровень координации, новый уровень автопо­этической системы. Для эукариотов характерны сексуальность, гете-ротрофность (т.е. способность жить за счет других биоорганизмов), смерть или деволюция в онтогенезе. Все эти характеристики идут наряду с развитием многообразия, в частности, с возникновением многоклеточных организмов с присущей им метаболической комму­никацией. «Принцип самовоспроизводства, который имеет решающее значение для жизни, основывается не на передаче вещества, а на передаче информации. Точнее, это — программы, которые передают и которые управляют формированием структур — не только матери­альных структур, но и структур отношений и процессов, другими словами, динамичных пространственно-временных структур

Особый тип коэволюции связан с макро- и микросистемами жиз­ни. Возникновение эукариотов дает начало эпигенетическому разви­тию, избирательной утилизации генетической информации, индиви­дуальному «конструированию» отношений со средой, которая моди­фицируется организмом в экологическую нишу, находящуюся в состоянии коэволюции с изменениями других ниш. Их связь пред­ставлена в понятии экосистема. Эпигенетическое развитие отража­ется в генетических измерениях. Обсуждая проблемы социокультурной эволюции, Янч обращает внимание на процессы генетической и метаболической коммуникации, в частности, на роль нервной систе­мы и мозга. С ними связаны различные формы символического выра­жения — от символической репрезентации организма до символиче­ской реконструкции внешнего мира. Характеризуя сознание как ди­намический принцип, Янч вычленяет различные уровни познания:

организмическое, рефлексивное (в частности, апперцепцию, позво­ляющую сформировать альтернативные модели реальности) и само­рефлексивное сознание (с его решающим компонентом — предвиде­нием). Причем сознание для него это качество самоорганизации ди­намических процессов, характерных для системы и ее отношений со средой.

Системная теория эволюции, или системный эволюционизм, развиваемый Янчем, основывается на ряде фундаментальных прин­ципов: 1) самотрансцендирование, которое объясняет эволюцию (эволюция - это результат самотрансцендирования на всех уров­нях) , творчество и свобода, 2) открытость эволюции; 3) циклическая организация как системная логика диссипативной самоорганизации и особенно жизни; 4) многообразие систем — от автопоэтических, саморегенерирующихся систем до систем, обладающих ростом, причем, коэволюция трансформирует циклическую организацию само­организующихся систем в спираль, которую можно наблюдать за длительное время; 5) такие ультрациклы являются моделью процес­сов обучения, которые можно описать как коэволюцию систем, акку­мулирующих опыт.

Янч вычленяет различные фазы в коэволюции макро- и микро­косма: химическую — биологическую — социобиологическую — экологическую и социокультурную эволюции. Эти фазы характеризуются различными типами акта коммуникации и взаимодействия:

метаболическая коммуникация играет важную роль во второй фазе эволюции. Эволюция саморефлексивного сознания выражается в со­циальных и культурных измерениях. Эволюция сознания связана с передачей и использованием информации опыта, корреспондирующейся с семантическим контекстом или с контекстом смысла. Эволю­цию сложных форм жизни и ментальных способностей Янч описыва­ет как эволюцию эволюционных процессов, или как метаэволюцию. Эволюция человека рассматривается им как многоуровневая реаль­ность, в которой эволюционная цепь автопоэтических уровней суще­ствования появляется в иерархическом порядке. Эта многоуровневая реальность автономная и творческая по своему характеру. Динами­ческими параметрами эволюционного процесса, по Янчу, являются интенсивность, автономия и смысл.

Мы столь подробно остановились на концепции Э. Янча, потому что она представляет собой наиболее обобщенную философскую кон­цепцию самоорганизации природы, причем идея самоорганизации и коэволюции в ней тесным образом взаимосвязаны. Сама идея само­организации, или диссипативных структур, важна в его концепции для анализа структур консервации информации, объясняющих «за­травку», «спусковой механизм», позволяющий перейти к новому уровню эволюции. Взаимоотношение изменчивости и устойчивости, понятое как механизм эволюции, получило в работе Янча значение механизма коэволюции — сопряженной эволюции различных про­цессов и структур, которая развертывается в незамкнутых кругово­ротах, расширяющихся спирально. Подход, развитый Янчем, можно назвать системным эволюционизмом, сочетающим в себе анализ градаций уровней диссипативных структур с осмыслением эволюци­онных изменений, их дополнительности. Причем, для Янча измен­чивость первична, что находит свое выражение в анализе «встречи» (динамике сродства), динамической памяти и нарушений симмет­рии.

Органическая и культурная коэволюция.

Обычную, широко распростра­ненную точку зрения на отно­шения культурной и биологи­ческой эволюции хорошо выразил американский биолог

В. Грант. Он писал: «Культурная эволюция обладает собственной движущей силой, отличной от движущих сил органической эволю­ции. И культурную эволюцию можно считать совершенно самостоя­тельным процессом, хотя на практике она взаимодействует с эволю­цией органической». Современный человек, по его словам, это «про­дукт совместного действия органической и культурной эволюции». «Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция — частью биологическая, а частью культурная — закладывается в человечест­во процессом его эволюционного развития». Если до недавнего вре­мени биологическая и культурная эволюции считались разделенны­ми во времени (культурная эволюция касается верхнего слоя страти­фицированной конституции человека и началась тогда, когда закон­чилась биологическая эволюция), то в последние десятилетия начало осознаваться взаимодействие между биологической и культурной эволюцией.

Прежде всего было отмечено, что в ходе культурной эволюции естественный отбор продолжал действовать и биологическая эволю­ция не прекращалась. На следующем этапе эволюционисты стали говорить о непрерывном взаимодействии между биологической и культурной эволюцией, что находит свое выражение в отборе на способность к научению и восприятию культуры. Теперь уже способность к научению связывается не только с размерами мозга, соответственно чему и строилась градация видов, но и сама способ­ность к научению дифференцируется в соответствии с мотива­цией, адаптированностью, видоспецифическим поведением. Спо­собность к использованию орудий и даже их создание (в чем еще недавно антропологи усматривали принципиальное отличие челове­ка от животных) широко распространена в животном мире. Точно так же и преемственность культурных традиций, посредством которых происходит и адаптация к среде, и передача информации от одного поколения к следующему негенетическим путем с помощью импринтинга и подражания, так же наблюдается у многих видов животных.

Если генетики анализируют роль мутаций в эволюции человека, дрейф и поток генов, а антропологи, изучая эволюцию человека обращают преимущественное внимание на филогению антропоидов и на факторы эволюции, то поворот к изучению взаимодействия органической и культурной эволюции позволил рассмотреть не толь­ко роль индивидуального, но и социально-группового отбора, рас­крыть роль генетической компоненты и в индивидуальной изменчи­вости, и в межрасовых различиях в поведении, наметить в социобиологии пути раскрытия «генно-культурной коэволюции». Правда

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»