Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Психодиагностика (шпоры)

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


1в) Психодиагностика как наука и как практика. Объект и предмет.

Когда психология стала опираться в своих выводах на эксперимент, она вошла в круг точных наук. Психологические явления стали объективным фактором, подчиненным математическим измерениям. Под термином диагностика понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, и содержит в себе рекомендации. Психодиагностика сосредоточена на распознавании определенного сво-ва лич-ти, в процессе психологического эксперимента. Психодиагностика как совокуп-ть методик и приемов и даже выступает в виде ритуала или технической схемы, которая перестает зависеть от субъективности исследования и сама порождает дух из глубины признакового пространства. В рамках данного подхода предмет психодиагностики яв. инструмент психологи-го измерения и оценки изучаемого объекта и проблемы с ним связанные. Психодиагностика яв. частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологич. измерения. Предметом ее яв. достоверное измерение конкретного свой-ва личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул.

4в) Классификация психодиагностических методик.

Наблюдение и эксперимент. Метод беседы, анкетные методы, тестовые методы. Ананьев разделил на 4 группы методы: 1)Организационные- лонгитюдные, сравнительные, комплексный. 2)Эмпирические способы добывания инфо- наблюдение и самонаблюдение, лабораторные и полевые, тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы. 3) Приемы обработки результатов экспериментов и наблюдений- количественный анализ, качественный анализ. 4) Интерпритационные методы- интерпретация эмпирического материала. Субъективные методы – наблюдение субъекта за собой как за объектом (опросники, анкеты). Объективные предполагают через наблюдение за внешней деятельностью оценивать внутренние составляющие лич-ти. Проективные основываются на анализе реакций испытуемых на кажущийся личностнонейтральный стимул. Тесты способностей (интеллектуальные функции), тесты умений и навыков, тесты восприятия ситуативные (поведение в ситуации…).

5в) Основные исторические этапы становления психодиагностики.

Экспериментальная псих. и психодиагностика сформировались в конце 19 начала 20 вв. и имели общие корни с психофизикой, психофизиологией и др. основа психодиагностическогг метода- констатирующий эксперимент, сам процесс измерения переменных. В Древнем Вавилоне в древнем Египте тестировали людей. С 1884г. начинается эпоха практической психодиаг-ки с использованием тестов. Родоначальником тестологии яв. Гальтон. Применялись тесты на способности и достижений. Было основано 150 лабораторий, научно-исследовательских институтов.

8в) Основные измерительные шкалы.

Нормативное измерение - это сравнение показателя теста с какой-то нормой. Нормой может быть среднее, модальное число. Средняя норма получ. при измерении показателей в шкале интервлов. Модальные показатели в шкале наименований. Критериальное – это сравнение тестового показателя с объективными критериями. Ипсативное- основано на оценке в нутри индивидуальных соотношений и не связано с межиндивидуальными различиями. В психологии применяются измерительные шкалы: - Описание в естественном языке. Это составление психологич-ой характеристики какого-либо человека, обратившегося для консультации. Непараметрические шкалы: нечеткая классификация- В подобно А; с подобно А; но В не подобно С. Строгая классификация- шкала строго определяет отличие одного от другого. А не В, В не С, С не Д и дт. Шкала порядков (ранговая)- А больше В; В больше С; С больше Д. больше или равно, меньше или равно. Параметрические шкалы: Шкала интервалов- Она показывает на сколько один объект отличается от другого. А больше В на 5 баллов, В больше С на 10 баллов. Шкала отношений- Отличие от шкалы интервалов в том, что сущ. абсолютный 0, а интервалы условны. Абсолютная шкала- А больше В на 5, В больше С на 10. но есть абсолют. 0 и абсолют. интервал.

9в) Психологические основы диагностических методик. Объективность и репрезентативность тестовых норм.

Репрезентативность выборки – это представительность экспериментальной выборки, свой-в генеральной совокупности. Сущ. количественные и качественные характеристики Репрезентативности: качественная – группа по каким-то качесвенным характеристикам отражает характер генеральной совокупности. Формула расчета:

n- min репрезентативность выборки

N-объем генеральной совокупности.

t- Т-критерий Стьюдента. Р- частота прояв. одного признака. q- единица – Р. ▲- размер ошибки доверительного интервала.

13в) Разработка психодиагностических методик. Принципы и алгоритмы.

Принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной инфо); принцип компетентности ( знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование); принцип этической и юридической правомочности (использование полученной инфо в рамках действующего законодательства. ) принцип квалифицированной пропаганды психологии ( организация работы с целью создания у испытуемого в результате исследования благоприятное впечатление о псих. диагностике); принцип конфиденциальности (неразоглашение сведений об испытуемом); принцип благополучия испытуемого

( испытуемый в результ. Тестирования не должен ухудшать свое здоровье. Ему не должны нанести вред); принцип профессиональной кооперации (возможность обмена пси. Инфо. в целях повышения качества методической практики); принцип информирования клиента о целях обследования; принцип морально- позитивного эффекта (добиваться чтобы у испытуемого во время обследования было повышенное настроение. ); принцип гражданственности и патриотизма.

14в) Валидность методик. Методы определения.

Империческая валидность и ее структура:

Очевидная валидность- это представление о тесте и сфере его применения результативности, прогностической цености, которые возникают у испытуемых или одного лица, не располагающим сведениями о характере и цели исследования. Аутовалидность – это представление о характере и целях теста, полученные самим психологом. Критериальная валидность- это комплекс характеристик теста, включающий текучую и прогностическую валидность и отражающей соответствие диагноза и прогноза определенными критериями. Мера определяется связью м/у тестовыми показателями и внешним критерием. Внешний критерий – это объективные показатели, проявление измеряемого психологического сво-ва (тест на внимание). Текучая валидность-(конкурентная, диагностическая)- это мера способности теста диффиринцировать испытуемых по изучаемому признаку. Она характеризуется трудностью и мерами изменчивости. Мера изменчивости – это распределение данных. Она характеризуется размахом от min до max. Трудность теста- это отношение кол-ва решенных к не решенным задачам, выражена в %.

Оптимальный коэффициент трудность = 50. Психологическое обследование состоит из нескольких

Тестов. Поэтому

коэффициент трудности

рассчитывается не по каждому тесту, а по всей батарее, путем расчета среднего коэфф. трудности. Прогностическая валидность- опред. степень точности и обоснованность тестовых данных через опред. промежуток времени. Прогностическая валидность представляет собой функцию f(x) = у, где внешним критерием у определяется путем отсрочного определения объективных данных по измерительному признаку.

Достоверность - валидность, надежность, прогностичность.

15в) Надежность методик. Методы определения.

Надежность тестов – это характеристика достоверности методики, отражающая точность измерения, а также устойчивость результатов тестов действиям случайных факторов. Наибольшая надежность присуще графическим и графологическим тестам. Наименьшая надежность в интеллектуальных тестах. Меры проверки надежности: 1) Надежность Ре-тестовая. Это осуществление психологического измерения при помощи методики, при повторном обследовании. Определяется методом сравнения результатов при помощи коэффициента корреляции. Период м/у тестами 2 недели. 2) Надежность параллельных форм – это применение однородных методик с последующим сравнением результатов. Если коэффициент корреляции больше 0, 7, то тест надежен. 3) Надежность частей теста (надежность как гамогенность, метод расщепления). 4) Надежность по Кудеру- Ричерсону.

К- кол-во равных частей теста. xi- дисперсия

итей (какого-то) части теста. х- дисперсия уцелого

теста. 6) Стандартная ошибка. SEM=x 1-Rxx

Проблема надежности психологически точно не имеет оснований, в частности Кембл писал, что надежность способность теста не подвергаться измерению.

16в) Адаптация психологических методик. Стандартизация методик.

Методика семантический дифференциал. Автор Ч. Озгуд (50 г). Предназначены для оценки личностного смысла определенных объектов. Она построена на основе математической процедуре факторного анализа. Тест определяет положение исследуемого объекта в индивидуально личностном пространстве испытуемого (смысловом поле). При помощи 3х факторов Е(оценка), Р (сила), А (активность).

СД= (Е0-Е1)2+ (Р0-Р1)2 + (А0-А1)2

Е0, Р0, А0 -----Я

Е1 Р1 А1 --------координаты какого-то объекта.

Что такое шкала наименований (номинальная шкала)?(Строгая

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»