←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
ре-гулирующие отношения между Конфедерацией, кантонами и коммунами. Сле-дующий, отдельный раздел специально посвящен политическим правам и спе-цифическому институту, занимающему особое место в Швейцарии, - народной законодательной инициативе и референдуму. Регулирование структуры феде-ральных органов власти и их взаимоотношений не занимает большого места в Основном Законе. Завершается Конституция 1999 г., как и её предшественница, нормами о порядке изменения Конституции и переходными положениями.
В Швейцарии на конституционном уровне закреплено большинство прин-ципов, характерных для государств с развитой демократией, определяющих су-дебную организацию и судебную деятельность.
3. Высшие органы власти государства: их формирование, полномо-чия, структура, схема
Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, феде-ральное собрание и федеральный суд.
Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов, из-бираемых парламентом сроком на четыре года. Единственное формальное ог-раничение по составу этого органа состоит в том, что от каждого кантона мо-жет быть избран только один депутат. Однако фактически состав совета строго ограничивается традициями: например, в нем обязательно должны быть пред-ставлены основные географические районы страны и две из языковых групп (франко- и италоязычная). С 1959 состав совета по возможности отражал влия-ние главных политических партий. Каждый год один из членов совета избира-ется президентом Швейцарии, но эта должность не облечена особыми власт-ными полномочиями.
Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи подразделяются соответственно на семь различных отраслей:
1. Департамент иностранных дел;
2. Департамент внутренних дел;
3. Департамент юстиции и полиции;
4. Военный департамент;
5. Департамент финансов;
6. Департамент народного хозяйства;
7. Департамент транспорта и энергетики.
Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из двух палат: совета кантонов и национального совета.
Национальный совет является представительством народа. 200 членов это-го Совета выбираются по количеству населения, проживающего в кантонах. Каждый кантон имеет в Национальном совете, как минимум, одного члена. Вы-боры национальных советников проводятся по пропорциональной избиратель-ной системе и проходят каждые четыре года.
Президент
на 1 год Федеральный канцлер
Федеральный совет
(правительство) Федеральная канцелярия
7 членов (штаб правительства)
Федеральный
суд выборы на 4 года выборы
на 6 лет
выборы на 6 лет
Совет кантонов Национальный
(46 депутатов совет
из 23 кантонов) (200 депутатов)
Федеральное собрание
в кантонах выборы
выборы на 4 года на 4 года
Население, имеющее право голоса и
обладающее избирательным правом
Совет кантонов представляет кантоны и федеративным элементом Феде-рального совета. Каждый кантон имеет в Совете кантонов двух представителей. Их выборы проходят в соответствии с кантональным правом и процедурой. За исключением кантона Ури, в выборах применяется мажоритарная система.
В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Реше-ние Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета вы-ражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Со-вет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с уче-том позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не прихо-дят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согла-сительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парла-ментской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.
Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако неко-торые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы не-конституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку су-ды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседаю-щих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет. Суд социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связан-ным со всеми видами общественного страхования. Военные суды принимают решения по преступлениям и проступкам, совершенным во время прохождения гражданами военной службы.
На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государствен-ным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением канто-нов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцел-ля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на обществен-ных началах.
В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – боль-шой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенно-стей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого об-щенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.
4. Форма государства
4.1. Форма государственно-территориального устройства
Важной характеристикой государства выступает форма государственного устройства, которая раскрывает способы его административно-территориального строения, особенности взаимодействия центральных, регио-нальных и местных органов власти.
Швейцария является федеративным государством.
Федеративное государство выступает как союз относительно самостоя-тельных в юридическом плане государственных образований: республик, шта-тов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации, кото-рые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного уча-стия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются учредитель-ной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не противоре-чащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону.
При этом целостность федеративного государства обеспечивается приори-тетом общефедеральных законов и решений центральных властей по отноше-нию к законодательным актам и решениям органов власти субъектов федера-ции, принимаемым в пределах установленной для них компетенции.
Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до 1848 г. ее кантоны. Государства, входящие в состав федеративного государства, передают часть своей государственной власти союзному государству. Одно-временно граждане государств, входящих в состав союзного государства, ста-новятся подданными федерации.
В государстве, организованном на принципах федерализма, индивидуум ощущает себя скорее членом сообщества, который принимает решения и разде-ляет ответственность вместе с другими, поскольку он может активно участво-вать в политической жизни стоящей к нему наиболее близко политической единицы (общины, района). Там ему хорошо знакомы все местные условия, которые он и учитывает. Он знает представителей власти и людей, выставляю-щих свои кандидатуры на выборах.
В Швейцарии действует принцип разделения государственных задач меж-ду политическими единицами более или менее высокого уровня:
- то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, во-просы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетиче-ская политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, пра-вовое регулирование во всех важнейших областях);
- то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная по-литика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).
Этот принцип часто именуют “принципом субсидиарности”. Но ввиду ста-новящихся все более сложными проблем современного государства, такой спо-соб разделения задач часто бывает недостаточным.
Реформа народного образования
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|