←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
повинность. Граждане уплачивают в Конфедерации и в канто-нах подоходный налог, а в некоторых кантонах ещё и налог на имущество. Большинство налоговых систем нацелены сегодня на прогрессивное налогооб-ложение, т.е. большие доходы облагаются большими в процентном отношении налогами, чем более низкие доходы.
Воинская повинность. Каждый гражданин Швейцарии мужского пола яв-ляется военнообязанным и должен проходить в возрасте от 20 до 50 лет — в качестве офицера до 55 лет — специальную подготовку, а в случае войны — действительную военную службу. Граждане, непригодные к прохождению во-енной службы, выплачивают определенную сумму в качестве компенсации. Во-енное устройство Швейцарии претерпевает в настоящее время изменения, а именно возрастной ценз военнообязанных планируется снизить до 40 лет.
Обязанность голосовать. За исключением немногих кантонов, где неис-полнение обязанности голосовать наказывается незначительным денежным штрафом (принуждение к голосованию), гражданин Швейцарии абсолютно свободен в использовании или неиспользовании своих политических прав.
12. Тип государства
Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного ме-ханизма.
Западноевропейская политическая наука классифицирует государства в за-висимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяются два типа государств: демократия и автократия. То есть Швейцария является демократическим государством.
С точки зрения уровня социально-экономического развития Швейцария – высокоразвитое государство.
С точки зрения способа организации – республика.
С точки зрения государственного устройства – федеративное.
С точки зрения способов и методов осуществления государственной вла-сти – демократическое.
13. Тип политической системы и его характеристика
Политическая система – универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны с политическими отношениями и которая, в ко-нечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.
Понятие “политическая система” позволяет наиболее полно и последова-тельно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нём политические отношения, институты, нормы и принципы организации вла-сти.
Политическая система выступает как динамическая целостная система в органической взаимосвязи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной. Границы политических систем подвижны. Они изме-няются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни.
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев.
В зарубежной политической мысли типы политических систем классифи-цируются по разным основаниям и критериям, что позволяет более конкрет-но анализировать, отличать достоинства одних типов политических систем и видеть недостатки других, как при одинаковых экономических структурах, так и их различных.
Политолог Ж. Блондель делит политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии госу-дарственных решений (сюда можно отнести Швейцарию);
коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
авторитарно-консервативные системы, цель которых сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средства-ми.
Встречается и упрощённая классификация политических систем. Например, системы, ориентированные на традицию или статус-кво. Их главная цель – со-хранить и поддержать традиционные структуры, положение, сложившееся в по-литической и духовной сферах. Это также системы, ориентированные на пере-мены. Их цель структурные преобразования всех сфер жизнедеятельности об-щества.
Достаточно распространено деление политических систем на тоталитар-ные, авторитарные и демократические (Швейцария).
Швейцарскую Конфедерацию можно отнести к западной политической системе, так как в ней парламентская форма демократии.
Западные политологи выделяют три типа политических систем:
Политические системы англо-американского типа. Они характеризу-ются политической культурой, опирающейся на рациональный расчёт, терпи-мость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа ста-бильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реали-зуется принцип разделения власти на три ветви: законодательная, исполнитель-ная, судебная и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократия). Средст-ва массовой информации находятся под контролем государства. В обществе разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятель-ность всех элементов политической системы, включая и государство. Господ-ствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессив-ных органов. Политическая активность носит разрешительный и принудитель-ный характер.
Континентально-европейские системы. Для них характерно сущест-вование и взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существую-щих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламен-тов и процедур. Швейцария относится к такому типу политической системы.
Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современных политических структур, о не-обходимости изучать, анализировать политические системы с учётом разных подходов, критериев и приёмов.
14. Список используемой литературы
Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
Политология: Учебное пособие для студентов инженерных специальностей (часть 1) / Под ред. В.Е. Пушкина. – Днепропетровск: НГА Украины, 2000. – 212с.
Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996. – 286с.
Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. – М.: Респуб-лика, 1999. – 512с.
Интернет-ресурсы:
http://www.grachev62.narod.ru/Ac_pr/G4_2.html
http://www.grachev62.narod.ru/Krasnov/contents.htm
http://www.grinzzo.spb.ru/shveycar.htm
http://www.hrights.ru/text/b3/Chapter1.htm
http://www.ifes.ru/library/articles/rus_1996-11/page2.html
http://www.krugosvet.ru/articles/61/1006118/1006118a1.htm#1006118-A-101
http://www.omega.fact400.ru/mt/sprav/SWZ/
http://www.yust.ru/Publications/swiss.htm
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|