←предыдущая следующая→
1 2 3 4
1. Предмет политологии, ее функции
Политика – важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире политика охватывает все сферы жизни.
Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством.
Термин «политика» ввел Аристотель.
Политика – это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями между боль-шими социальными группами (классами), нациями, государствами по поводу установле-ния, использования и удержания политической власти в целях реализации их интересов и потребностей.
Политология – это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х годов ХХ века.
В 1880 году в США при Колумбийском колледже была создана школа политической нау-ки. В 1903 году была создана Американская Ассоциация политических наук. В 1948 году ООН рекомендовала политологию для изучения во всех странах. В России процесс ста-новления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой.
Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об институтах, по-литическая социология и международная политика.
Политология имеет свой объект и предмет.
Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политиче-ские события, прогнозы и т.д.
Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и развития по-литической власти, эволюции политического процесса.
Функции политологии:
- теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике);
- методологическая (раскрывает закономерности политики);
- регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди знают о полити-ке, настолько корректно их политическое поведение);
- воспитательная;
- аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности);
- мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации);
- прогностическая (дает прогноз развития ситуации).
2. Методы политического исследования и их характеристика
1. Системные методы. Используются при анализе политических систем. Выстраивают системы.
2. Поведенческие (бахевиористские). Используются при анализе поведения отдельных личностей (лидеров), толпы и т.п.
3. Социологические. Используются при анализе влияния общества на политику.
- контент=анализ. Позволяет установить авторство, уточить точку зрения, если она высказана неточно;
- опросы (устные и письменные);
- наблюдения;
- статистические исследования.
4. Сравнительные.
5. Философские – оценка с точки зрения идеала.
6. Исторические. Это изучение явления в процессе развития.
7. Культурологические. Оценивают влияние политической культуры на политическое по-ведение.
3. Место и роль политологии в системе общественных наук
По этому вопросу существуют две точки зрения:
1. Политология – это одна из наук о политике, которая должна изучать механизм власти и государств.
2. Политология – общая интеграционная наука о политике во всех ее проявления, которая состоит из целого ряда отраслей: политической философии, теории политики, учения о политических институтах, политической истории, теории международной политики, по-литической социологии, политической психологии, политической географии, политиче-ской астрологии.
4. Политические учения Платона и Аристотеля
Прежде чем рассказывать об учениях греческих философов о политике, стоит сказать не-сколько слов о той эпохе, в которую они жили.
Платон и Аристотель жилы в эпоху распада полисной системы.
Греческий полис – это независимые самостоятельные города-государства. Именно в рам-ках полисного строя явилась великая греческая цивилизация.
Самый большой полис – Спарта – насчитывал около 8 000 м2. Его население составляло 5-10 тыс. человек, из них воинов 1000-2000 человек. Полис представлял собой город, окру-женный сельскими угодьями.
Основное население полиса – земледельцы, основное занятие – земледелие. Землей могли владеть только полноправные граждане; только они же могли участвовать в народном со-брании, они имели право и обязанность защищать свой город. Изгнание из полиса – было худшим из наказаний.
Платон (настоящее имя Аристокл) жил в 427-347 гг. до н. э. Он происходил из древнего афинского рода. Был учеником Сократа. Много путешествовал. По возвращении, купил землю и устроил на ней Академию. Гл. произведения: «Апология Сократа», «Протагор», «Государство», «Политик», «Законы». Все произведения написаны в форме диалогов.
В «Государстве» Платон описывает черты идеального справедливого государства, которое создается для общественной пользы. В этом государстве люди делятся на 3 сословия: пра-вители-философы, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Это деление осуществлялось в соответствии с тремя началами человеческой души: разумное, яростное, вожделеющее. Справедливость в том, что ни одно сословие не вмешивается в дела друго-го. Правители и воины управляют производителями. Привилегированные сословия (1-е и 2-е) не имеют частной собственности, они находятся на полном содержании государства, живут и питаются вместе. У них не обычной семьи, есть общность жен. Женщины имеют равные права с мужчинами. Браки составляются правителями, а детей воспитывает госу-дарство. Производители могут иметь семью, собственность, орудия труда и землю на пра-вах владения. Правители распределяют производителей по округам и профессиям. Специ-альные надзиратели наблюдают за их жизнью и работой. Для обоснования такой иерархии Платон предлагал распространить среди населения миф о том, что, хотя и все люди – бра-тья, Бог в тех, кто способен править, подмешал золото, в воинов – серебро, а в производи-телей – железо. И только в том случае, когда от серебра родится золото, возможен переход в другое сословие. О том, какие в ком задатки, судит надзиратель.
Платон выступает за умеренность и средний достаток. Это – гарантия внутренней прочно-сти полиса.
Это – социальная утопия. Платона относят к идейным отцам тоталитаризма.
Большое внимание Платон уделял правильным и неправильным формам правления. Пра-вильными он считал монархию, аристократию и демократию; к неправильным относил тиранию, олигархию и охлократию.
Идеальное государство, по его мнению, аристократия, то есть правление лучших, благо-родных.
Дальнейшее развитие политологии в Древней Греции продолжал Аристотель из Тагиры (384-322 гг. до н. э.). Аристотель был учеником и критиком Платона. «Платон мне друг, но истина дороже». Учился, преподавал в Афинах. Одно время был воспитателем А. Ма-кедонского. Позже основал в Афинах свой лицей. Гл. работы (из сохранившихся): «Поли-тика», «Этика», «Афинская полития». Именно Аристотель ввел термин «политика».
Согласно учению Аристотеля, государство – это продукт естественного развития, высшая форма общения людей. Низшие формы, по его мнению, – семья, община.
Поскольку человек – существо общественное и живет в государстве, следовательно, чело-век – существо политическое. Значит, если наука изучает человека, она должна изучать и политику. Цель изучения политики – научить государственного деятеля управлять госу-дарством. Так же как Платон, Аристотель делит формы государства на правильные и не-правильные. При правильных правители заботятся об общей пользе, при неправильных – о личном благе. Правильные: монархия, аристократия, республика (полития). Неправиль-ные: тирания, олигархия, охлократия.
Идеальная форма – полития, где правит большинство в интересах общей пользы. Здесь доминирует средний элемент, то есть не только средний класс, но и умеренность во всем.
Основной причиной переворотов Аристотель считал нарушение принципа равенства и по-литической справедливости. Аристотель выступает против регламентирования всех сто-рон жизни (жен, детей, собственности). Он считал, что это приведет к краху единства. В государстве должен властвовать закон.
Стоит отметить, что и Платон, и Аристотель ничего не писали о рабах, потому что раб в те времена был приравнен к домашним животным.
Аристотель предлагал следующую модель государства:
1) население должно быть достаточным и легко обозримым, доступным для контроля;
2) территория должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку; она должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потреб-ностей;
3) население делится на граждан, метеков (утративших права гражданства или вы-ходцев из других полисов) и рабов. Граждане занимаются военными, судебными, законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов;
4) земля делится на 2 части. Одна находится в общем пользовании; другая – в частном владении (распределяется по жребию).
5. Политические учения Средневековья и начала Возрождения (Августин, Аквин-ский, Макиавелли)
Политическая мысль средневековья пронизана заботой о поиске основ устойчивого по-рядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания. В средневековье власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государствен-ной власти - одно из основных требований христианской морали. В основе этого требова-ния лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертулиан и др.) призывали хри-стиан повиноваться государственной власти.
Наиболее
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|