←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
IV. Характерные признаки ГО
1. наличие в общ-ве свободы владельцев средств произ-ва;
2. развитость и разветвленность демократии;
3. правовая защищенность граждан;
4. определенный уровень гражданской культуры.
V. Принципы гражданского функционирования.
1. частная собственность на ср-ва пр-ва;
2. индивидуальная свобода и самостоятельность личности;
3. народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;
4. осведомленность граждан о деятельности гос-ва и общ-ва;
5. свобода формирования общественного мнения;
6. справедливость законов и неукоснительность их выполнения.
24. Государство как основной институт политической системы. Теория происхождения го-сударства.
Гос-во и общество – не одно и то же. Общ-во – это совокупность людей, объединенных созна-нием, у кот-ых есть постоянные общие потребности и интересы, к-ые м.б. удовлетворены наи-лучшим образом только их совместными усилиями.
Гос-во – это часть общ-ва. Это политическая организация общ-ва. Гос-во и страна – это тоже не одно и то же. Страна – это опред-ая территория; гос-во – это полит-ая власть на этой террито-рии.
Общество складывается в проц-се длительного исторического развития. Признаком общ-ва явл-ся общая история составляющих его людей. Общ-во может распасться и м-у людьми, к-ые его составляли могут остаться к-либо связи.
Гос-во – это особая полит-ая организация, располагающая аппаратом подавления и управле-ния и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения данной страны.
Термин ГОС-ВО ввел Макиавелли. Гос-во сущ-ло не всегда. До сих пор сущ-ют общ-ва, к-ые не создали гос-во. Гос-во возникает на этапе разложения первобытно-общинного строя.
Теория возникновения гос-ва.
I Теологическая.
Гос-во возникло по воле Бога. Монарх – помазанник Божий. Эту т. зрен. разделяли Ф. Аквин-ский, Августин.
II. Патриархальная.
Аристотель, Михайловский Н.К., (Хилмер Р (?)
Гос-во возникает в рез-те разрастания семьи и механического соединения родов в племена, племен – в племенные сообщества и так вплоть до создания гос-ва.
III. Договорная.
Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье.
Гос-во – это результат договора м-у суверенным властителем и подданными. В рез-те заклю-ченного договора народ отказывается от личной свободы в обмен на гарантии личной безопас-ности.
IV. Теория насилия.
Дюринг, Каутский, Гумплович (?)
Гос-во – это организация победителей, более сильных над (побежденными) более слабыми, для упрочнения собственного господства.
Победители стан-ся правящим классом, порабощенные – подданными.
V. Соц. – экономическая.
Маркс, Энгельс
Гос-во возникает в рез-те деления общ-ва на классы и выражает интересы эк-ки господствую-щего класса. По мере отмирания классов, отмирает и гос-во.
VI. Психологическая.
Петражницкий, Тард.
В основе создания гос-ва лежат особенности психики человека: страх перед агрессией, опасение за жизнь, имущество.
Гос-во образуется и развивается под воздействием целого ряда факторов и выделить среди них к-либо определяющий невозможно.
Признаки.
1. Наличие публичной власти, отделенной от общ-ва.
Публичная власть – это совокупность аппаратов управления, законодательных и исполнитель-ных органов, и органов принуждения (суд, милиция, армия), а также тюрьмы, лагеря, колонии и т.д.
2. Административно-территориальная организация населения.
Территория, ограниченная границами гос-ва, подтвержденными всеми пограничными гос-ми на формально-договорной основе, т.е. проведено размежевание границ.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на опред-ой территории и независимость на м/н арене.
4. Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, к-ые идут на содержа-ние гос. аппарата и обеспечение гос-ой политики (оборонной, соц., эк-ой…)
5. Националь-госая символика, т.е. герб, гимн, флаг, конституция и ден. знаки. Все эти сим-волы предназначены для патриотического влияния на людей.
В соврем. м/н праве выделяют след. атрибуты гос-ва (=min признаки):
1. территория
2. население
3. публичная власть (гос. аппарат)
Функции гос-ва.
I. Внешние
1. Обеспечение обороны и безопасности страны (экспансия и агрессия).
2. Защита гос-ых интересов на м/н арене.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества и партнерства.
4. Участие в решении глобальных проблем и в м/н объединениях.
II. Внутренние.
1. Политическое управление.
2. Правовая ф-ия, т.е. принятие законов и охрана их от нарушения методами гос-го принуж-дения.
3. Организаторская ф-ия (организация деятельности общ-ва в целом)
4. Экономическая (гос-ое регулирование экономики)
5. Социальная
6. Образовательная.
7. Культурно-воспитательная и культурно-идеологическая.
8. Защита сущ-его общественного строя.
25. Формы правления государства (монархия, республика)
1. Монархия: абсолютная;
конституционная:
- дуалистическая
- парламентская
В монархии формально источником власти явл-ся одно лицо, кот-ое получает власть по на-следству.
Абсолютная – всевластие монарха (Катар, Оман, ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней.
Конституционная – монарх исполняет представительские функции; полномочия монарха ог-раничены конституцией.
Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (парламент + монарх ) Кувейт, Иордания, Марокко.
Парламентская – монарх формально глава гос-ва, фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуются. (Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония)
2. Республика
Республика – это форма правления, в кот-ой высшая власть принадлежит выборным органам (парламенту и президенту)
- парламентская
- президентская
- смешанная
Парламентская – правит-во формир-ся парламентом из представителей партий и коалиций. Сущ-ет должность премьер – министра (т.е. руководитель правительства – офиц-но он не явл-ся главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место.) Президент избирается парламентским путем и имеет представительские функции, а также право роспуска парламента (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Швейцария, Финляндия)
Президентская – президент избирается в ходе прямых выборов. Президент одновременно явл-ся главой правит-ва и главой гос-ва. Он назначает членов правит-ва. Прав-во отвечает перед пре-зидентом и президент не имеет права распускать парламент. Парламент может ограничивать действия президента с пом. законов и через утверждение бюджета, президент же обычно обла-дает правом отлагательного вето на решения парламента.(США, Мексика, Колумбия, Венесуэл-ла…)
Смешанная – сочетает черты предыдущих двух (Франция, Ирландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Польша, Болгария, Россия) Главная черта – двойная ответственность правит-ва пе-ред президентом и перед парламентом. Классический образец – Франция. В ней президент и парламент избираются независимо др. от др. Парламент не может сместить президента, кото-рый, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва и верховным главноко-мандующим, представляет страну в МО, обладает правом отлагательного вето на решения пар-ламента. Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с кот-ым они формируют кабинет министров. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется пре-мьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правит-ва.
26. Национально-территориальное устройство современного общества (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)
Территориальная организация гос-ва характеризует соотношение целого и частей, централь-ных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устрой-ства государства:
- унитарная
- федеративная
- конфедерация
Унитарное гос-во представляет собой единую, политически однородную организацию, со-стоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государ-ственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все гос-ые, в т.ч. судебные орга-ны составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные гос-ва сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напр., Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользую-щиеся автономией, компетенции которой опред-ся центральной властью. Унитарные гос-ва м.б.
- централизованными (Великобритания, Швеция, Дания…)
- децентрализованными (Франция, Италия, Испания)
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|