Экзаменационные вопросы
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Экзаменационные вопросы

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


IV. Характерные признаки ГО

1. наличие в общ-ве свободы владельцев средств произ-ва;

2. развитость и разветвленность демократии;

3. правовая защищенность граждан;

4. определенный уровень гражданской культуры.

V. Принципы гражданского функционирования.

1. частная собственность на ср-ва пр-ва;

2. индивидуальная свобода и самостоятельность личности;

3. народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;

4. осведомленность граждан о деятельности гос-ва и общ-ва;

5. свобода формирования общественного мнения;

6. справедливость законов и неукоснительность их выполнения.

24. Государство как основной институт политической системы. Теория происхождения го-сударства.

Гос-во и общество – не одно и то же. Общ-во – это совокупность людей, объединенных созна-нием, у кот-ых есть постоянные общие потребности и интересы, к-ые м.б. удовлетворены наи-лучшим образом только их совместными усилиями.

Гос-во – это часть общ-ва. Это политическая организация общ-ва. Гос-во и страна – это тоже не одно и то же. Страна – это опред-ая территория; гос-во – это полит-ая власть на этой террито-рии.

Общество складывается в проц-се длительного исторического развития. Признаком общ-ва явл-ся общая история составляющих его людей. Общ-во может распасться и м-у людьми, к-ые его составляли могут остаться к-либо связи.

Гос-во – это особая полит-ая организация, располагающая аппаратом подавления и управле-ния и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения данной страны.

Термин ГОС-ВО ввел Макиавелли. Гос-во сущ-ло не всегда. До сих пор сущ-ют общ-ва, к-ые не создали гос-во. Гос-во возникает на этапе разложения первобытно-общинного строя.

Теория возникновения гос-ва.

I Теологическая.

Гос-во возникло по воле Бога. Монарх – помазанник Божий. Эту т. зрен. разделяли Ф. Аквин-ский, Августин.

II. Патриархальная.

Аристотель, Михайловский Н.К., (Хилмер Р (?)

Гос-во возникает в рез-те разрастания семьи и механического соединения родов в племена, племен – в племенные сообщества и так вплоть до создания гос-ва.

III. Договорная.

Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Монтескье.

Гос-во – это результат договора м-у суверенным властителем и подданными. В рез-те заклю-ченного договора народ отказывается от личной свободы в обмен на гарантии личной безопас-ности.

IV. Теория насилия.

Дюринг, Каутский, Гумплович (?)

Гос-во – это организация победителей, более сильных над (побежденными) более слабыми, для упрочнения собственного господства.

Победители стан-ся правящим классом, порабощенные – подданными.

V. Соц. – экономическая.

Маркс, Энгельс

Гос-во возникает в рез-те деления общ-ва на классы и выражает интересы эк-ки господствую-щего класса. По мере отмирания классов, отмирает и гос-во.

VI. Психологическая.

Петражницкий, Тард.

В основе создания гос-ва лежат особенности психики человека: страх перед агрессией, опасение за жизнь, имущество.

Гос-во образуется и развивается под воздействием целого ряда факторов и выделить среди них к-либо определяющий невозможно.

Признаки.

1. Наличие публичной власти, отделенной от общ-ва.

Публичная власть – это совокупность аппаратов управления, законодательных и исполнитель-ных органов, и органов принуждения (суд, милиция, армия), а также тюрьмы, лагеря, колонии и т.д.

2. Административно-территориальная организация населения.

Территория, ограниченная границами гос-ва, подтвержденными всеми пограничными гос-ми на формально-договорной основе, т.е. проведено размежевание границ.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на опред-ой территории и независимость на м/н арене.

4. Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, к-ые идут на содержа-ние гос. аппарата и обеспечение гос-ой политики (оборонной, соц., эк-ой…)

5. Националь-госая символика, т.е. герб, гимн, флаг, конституция и ден. знаки. Все эти сим-волы предназначены для патриотического влияния на людей.

В соврем. м/н праве выделяют след. атрибуты гос-ва (=min признаки):

1. территория

2. население

3. публичная власть (гос. аппарат)

Функции гос-ва.

I. Внешние

1. Обеспечение обороны и безопасности страны (экспансия и агрессия).

2. Защита гос-ых интересов на м/н арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества и партнерства.

4. Участие в решении глобальных проблем и в м/н объединениях.

II. Внутренние.

1. Политическое управление.

2. Правовая ф-ия, т.е. принятие законов и охрана их от нарушения методами гос-го принуж-дения.

3. Организаторская ф-ия (организация деятельности общ-ва в целом)

4. Экономическая (гос-ое регулирование экономики)

5. Социальная

6. Образовательная.

7. Культурно-воспитательная и культурно-идеологическая.

8. Защита сущ-его общественного строя.

25. Формы правления государства (монархия, республика)

1. Монархия: абсолютная;

конституционная:

- дуалистическая

- парламентская

В монархии формально источником власти явл-ся одно лицо, кот-ое получает власть по на-следству.

Абсолютная – всевластие монарха (Катар, Оман, ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней.

Конституционная – монарх исполняет представительские функции; полномочия монарха ог-раничены конституцией.

Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (парламент + монарх ) Кувейт, Иордания, Марокко.

Парламентская – монарх формально глава гос-ва, фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуются. (Великобритания, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония)

2. Республика

Республика – это форма правления, в кот-ой высшая власть принадлежит выборным органам (парламенту и президенту)

- парламентская

- президентская

- смешанная

Парламентская – правит-во формир-ся парламентом из представителей партий и коалиций. Сущ-ет должность премьер – министра (т.е. руководитель правительства – офиц-но он не явл-ся главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место.) Президент избирается парламентским путем и имеет представительские функции, а также право роспуска парламента (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Швейцария, Финляндия)

Президентская – президент избирается в ходе прямых выборов. Президент одновременно явл-ся главой правит-ва и главой гос-ва. Он назначает членов правит-ва. Прав-во отвечает перед пре-зидентом и президент не имеет права распускать парламент. Парламент может ограничивать действия президента с пом. законов и через утверждение бюджета, президент же обычно обла-дает правом отлагательного вето на решения парламента.(США, Мексика, Колумбия, Венесуэл-ла…)

Смешанная – сочетает черты предыдущих двух (Франция, Ирландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Польша, Болгария, Россия) Главная черта – двойная ответственность правит-ва пе-ред президентом и перед парламентом. Классический образец – Франция. В ней президент и парламент избираются независимо др. от др. Парламент не может сместить президента, кото-рый, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент явл-ся главой гос-ва и верховным главноко-мандующим, представляет страну в МО, обладает правом отлагательного вето на решения пар-ламента. Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с кот-ым они формируют кабинет министров. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется пре-мьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правит-ва.

26. Национально-территориальное устройство современного общества (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)

Территориальная организация гос-ва характеризует соотношение целого и частей, централь-ных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устрой-ства государства:

- унитарная

- федеративная

- конфедерация

Унитарное гос-во представляет собой единую, политически однородную организацию, со-стоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государ-ственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все гос-ые, в т.ч. судебные орга-ны составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные гос-ва сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напр., Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользую-щиеся автономией, компетенции которой опред-ся центральной властью. Унитарные гос-ва м.б.

- централизованными (Великобритания, Швеция, Дания…)

- децентрализованными (Франция, Италия, Испания)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»