←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Республики Ингушетия; Государственное Собрание рес-публик Марий Эл и Мордовия; и др.
Законодательный орган субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта федерации, утверждает бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, утверждает про-граммы социально-экономического развития субъекта федерации, устанавливает порядок обра-зования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта федерации, устанавливает порядок назначения и про-ведения референдума, устанавливает порядок проведения выборов, назначает дату выборов, осуществляет контроль за соблюдением законов, бюджета, порядка распоряжения собственно-стью субъекта Российской Федерации.
Законодательный орган власти субъекта Российской Федерации также имеет право устанав-ливать налоги и сборы, а также порядок их взимания, но все законопроекты по этим вопросам рассматриваются законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представ-лению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо при наличии заклю-чения указанного лица.
29. Исполнительная власть в России.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Прави-тельство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры своих заместителей и ми-нистров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при на-значение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Прави-тельства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.
Органы исполнительной власти включают Правительство Российской Федерации, федераль-ные министерства и ведомства, иные федеральные органы исполнительной власти; правитель-ства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе РФ; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов и других административных образований. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции, законов, указов президента, решений вышестоящих органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют исполнительно - распорядительными органами.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюдже-та, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Правительство обеспечивает руководство экономиче-ской, политической, правовой, международной, социальной, культурной, военной и другими сторонами жизни страны, организует исполнение законов. Правительство РФ подконтрольно парламенту и несёт политическую ответственность за свои действия. Вопрос о доверии прави-тельству может быть поставлен самим правительством. Если палата в доверии отказывает, то Президент РФ в течении семи дней принимает решение об отставке правительства и формиро-вании нового или о роспуске Гос. Думы и назначении новых выборов.
Функции исполнительной власти делятся на два уровня - первый и второй.
Функции первого уровня имеют глобальное значение для жизни общества.
Первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечение нацио-нальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Охрана общественного порядка органам исполнительной власти осущест-вляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности орга-низаций.
Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, которая оп-ределяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внут-ренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологи-ческая и т.д.
Вторая важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая со-бой деятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, обра-зованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства.
К функциям второго уровня относят нормотворчество, оперативно - исполнительную и юрисдикцию. Необходимой вспомогательной функцией исполнительной власти является нор-мотворческая функция, которая заключается в издании органами этой власти нормативных ак-тов управления. Другая вспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы ис-полнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах.
Они имеют вспомогательный, инструментарный характер, используются как организационно - технические средства реализации основных функций.
Система органов исполнительной власти по новой Конституции поделена на две подсистемы: федеральные органы (верхнюю ступень в которых занимает Правительство, далее идут феде-ральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, главные управления и агентства, государственные службы и др.)) и орга-ны субъектов Федерации.
К федеральным органам исполнительной власти традиционно относят министерства и ведом-ства, которые являются самостоятельными органами этой системы. В понятии "ведомство" от-носят такие органы исполнительной власти как Государственные комитеты, федеральные служ-бы, надзоры и агентства, а также комиссии, обеспечивающие координационные функции в го-сударственном управлении.
Что касается органов исполнительной власти субъектов Федерации, то они, в соответствии со ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами Федерации, имеющими свои уставы и за-конодательство.
В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.
30. Порядок избрания и полномочия президента РФ.
1. Конституционный статус президента РФ.
Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет пре-зидентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвя-ми власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства:
• определяет состав Правительства РФ;
• назначает и освобождает от должности членов Правительства;
• принимает решение об отставке Правительства;
• может председательствовать на заседаниях Правительства;
• в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу.
Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В этом качестве Президент:
• может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституци-онными актов федеральных органов и субъектов РФ;
• как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления.
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государст-венной целостности РФ.
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти:
• на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной ини-циативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы;
• на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначе-ния и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства;
Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых вла-стей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Консти-туционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
2. Порядок избрания Президента РФ.
Срок полномочий Президента РФ – четыре года.
Избрание Президента осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избира-тельного права при тайном голосовании.
Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно прожи-вающий на территории РФ не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.
Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 4 месяца до дня выборов. Если же он прекращает свои полномочия досрочно, то выборы назначаются через 3 месяца после досрочного прекращения полномочий Президента.
Выборы главы государства проводятся по единому федеральному избирательному окру-гу, включающему всю территорию России.
Право выдвигать кандидатов на пост Президента принадлежит:
• избирателям, образующим инициативную группу в количестве не менее 100 человек;
• избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ избирательным блокам.
В поддержку выдвинутой кандидатуры в Президенты инициаторы
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|